Почему не стоит ждать передачи Курил Японии. Комментарий

 

Помощник президента России Юрий Ушаков сообщил, что 15-16 декабря Владимир Путин совершит официальный визит в Японию. Стороны намерены обсуждать несколько десятков проектов в сфере торгово-экономического сотрудничества. При этом в ряде японских СМИ появилась информация, что в ходе этого визита будут обнародованы решения о начале процесса передачи Японии Курильских островов.
Вероятность радикального решения этой проблемы во время визита Путина в Японию — около ноля. Просто потому, что была история с Крымом.
Если во взаимоотношениях с США и в риторике на эту тему еще можно пытаться переобуваться на лету, переходить от обсуждения «врагов» к радости от того, что наш человек победил на их выборах, то тут все серьезнее. Тут речь о территории.
Вспомним, сколько лет в социальных сетях время от времени появлялись легкие волны негативных обсуждений передачи небольшой территории Китаю. А тут все гораздо масштабнее. Такое решение полностью противоречило бы всему курсу действующей власти. Оно вбило бы последний гвоздь в образ Путина — восстановителя империи.
Можно предполагать каких-то полумеры. Скажем, глобальные уступки со стороны Японии, ее содействие России на международной арене. Но «признание Крыма в обмен на передачу Курил» — слишком радикальная постановка вопроса. Такое решение не может быть принято без согласования с другими странами. Япония на это не пойдет, да и для Путина это было бы странно. Крым-то и так наш. Зачем с кем-то торговаться по этому вопросу? Как это подавать населению?
Весь вопрос в том, как именно будет выстроена новая схема. Что именно мы предложим в обмен на большие политические шаги и финансово-экономические действия. Режим совместного использования территории? Это сомнительно. Облегчение визового режима — по образцу того, что действует в Калининградской области, где поляки с одной стороны, а калининградцы с другой могут заезжать на несколько десятков километров на территорию друг друга без виз? Это уже вероятнее.
Такое половинчатое решение может быть принято, и оно может быть знаком намерения продолжать решать курильскую проблему. Но в быстрое и радикальное разрешение этого вопроса я не верю.
Валентин Бианки — политолог