В Name Gallery проходит выставка "Слова, которых нет"

 

Выставка "Слова, которых нет" Сергея Шеховцова в Name Gallery — о разочаровании, с которым поколение 1990-х не может смириться, но преодолеть его едва ли в состоянии. Это разочарование в ценностях, которые не так давно обозначали понятия "свобода", "надежда", "мир". От утопических грез эпохи перестройки не осталось и следа. Слово "свобода" теперь лучше латиницей писать, романтических надежд на большие перемены нет. О спокойной, мирной жизни тоже остается только мечтать. Попробуй найди ее после "Норд-Оста", башен-близнецов и парижских терактов. Шеховцов черпает вдохновение в ностальгии и меланхолических воспоминаниях о времени, когда проекты будущего искушали захватывающими и невероятными возможностями. Современное искусство было тогда языком свободы, надежд и мира, объединившегося в открытом диалоге. Слова-объекты Шеховцова — наследие тех лет. Тогда художники бредили экспериментами, переиначивая находки неодадаизма, поп-арта, концептуализма или YBA. Даже авангард начала века был подспорьем для поисков нового. Дюшан, сюрреалисты или футуристы в те годы многим казались современниками. Шеховцову удалось отцедить из этой громокипящей смеси эпохи перемен свой пятый элемент. Он работает с поролоном, как Бюрен работал с полосой, Вилеле — со старыми афишами, а Тэнгли — с металлоломом. В арт-тусовке его так и зовут: Поролон. Он известен своими скульптурами-объектами или картинами-рельефами, узнаваемыми, впрочем, не только по материалу. В работах Шеховцова есть неискоренимая вера в contemporary art плюс трогательная сентиментальность, которая этому самому современному искусству вроде бы противопоказана.
Но не одним интеллектуализмом и концептуальностью жив арт. Слова, лишенные иллюзий, сделаны для проекта Name Gallery из разных материалов. "Злость" вколочена в доску десятками гвоздей со сноровкой Юккера, а Once Upon a Time — это деревенский забор с пляшущими досками. Вещи подменили слова, а заодно и идеи. Это грустный розыгрыш, похожий на снятый с репертуара спектакль, от которого только и осталось, что декорации.