Владимир Путин принял в Кремле губернатора Петербурга Георгия Полтавченко. Градоначальник в присутствии министра транспорта Максима Соколова отрапортовал о скорой окончательной сдаче Западного скоростного диаметра. Эта встреча может не означать ничего особенного, а может означать больше, чем кажется.
Встреча президента, министра и губернатора была посвящена единственному вопросу. О почти полной готовности ЗСД Владимиру Путину могли доложить и в рабочем порядке, для этого совсем необязателен выход в эфир; но, видимо, задуманный эффект состоял в том, чтобы об этом узнали все, а узнав, заранее не сомневались, что на церемонию открытия прибудет Путин.
"Это крупнейший проект не только в Петербурге или даже в нашей стране, это крупнейший проект государственно-частного партнерства в мире, — пылко излагал Максим Соколов. — И то, что он, несмотря на все сложности в экономике, завершился успешно, — это, конечно, результат вашей поддержки и командной работы на всех уровнях управления этим проектом". "Несмотря на все сложности и проблемы... как раз строительство Западного скоростного диаметра — реальный показатель того, что инвестор все равно интересуется и городом, и страной", — убеждал Георгий Полтавченко.
Владимир Путин, действительно, в какой-то момент стал проявлять к проекту ЗСД повышенное внимание. Еще 7 лет назад он приезжал инспектировать стройку, прямо на ЗСД подписал распоряжение о выделении из бюджета 20 млрд рублей, когда узнал, что привлечение частных средств тормозится. Он регулярно интересовался деталями процесса, в 2014 году открывал северный участок трассы — тогда сроки сдачи не раз переносились, но президент волевым вмешательством фактически назначил дату и проехался по аврально подготовленной дороге, которую назвал "символом развития страны", но которую, однако, после пришлось еще доделывать. А в авгуcте этого года смычку пролетов центрального участка трассы приурочили к визиту президента Турции Реджепа Эрдогана — он встречался в Петербурге с Путиным после очень непростого периода торгово-информационных войн, начавшегося со сбитого турками российского Су-24. Так что стройка, где были заняты турецкие рабочие, для которых сделали исключение, позволив им продолжать работу во время охлаждения отношений, в какой-то степени стала для Путина и успешно разыгранной политической картой.
То есть интерес был — но все-таки встреча вызывает удивление. Никто не сомневался в том, что ЗСД сдадут в намеченные сроки, не было крупных проблем с финансированием или чем-то еще, что требовало вмешательства президента. Лишний раз констатировать рутинные вещи нужды не было.
Встреча скорее была призвана поддержать Георгия Полтавченко — на фоне нескончаемых скандалов вокруг стадиона на Крестовском острове. А может быть, и не только Полтавченко, ведь она заставила вспомнить и бродящие в Петербурге уже около года слухи о том, что Полтавченко в кресле губернатора может сменить именно Максим Соколов.
Министр, рассыпавшийся в похвалах ЗСД и Путину, выглядел как главный бенефициар встречи. В 2005-2009 годах он возглавлял комитет по инвестициям и стратегическим проектам Смольного и в этом качестве искал инвесторов и запускал проект. Он как будто и сдавал работу президенту; а губернатор, который пришел в город тогда, когда два из трех участков уже были сданы, в основном лишь уточнял цифры — и под занавес беседы упомянул, что есть и еще один проект, широкополосной магистрали в створе Фаянсовой и Зольной улиц, к которому тоже вроде бы проявляют интерес инвесторы. Это была неважная попытка сравняться с ЗСД, ведь упомянутая магистраль была единственным конкретным предвыборным обещанием Полтавченко на выборах-2014, а задумана была еще раньше, но на нее до сих пор ищут деньги. Как выразился Полтавченко, "инвесторы намекают, что готовы с нами работать".
В общем, характер встречи мог только укрепить сомнения людей, допускавших, что замена Полтавченко на Соколова — действительно реальная перспектива. В таком случае от торжественного открытия центрального участка ЗСД можно ожидать громких новостей. Георгия Полтавченко "провожают в отставку" уже далеко не в первый раз, как почти всякого главу региона, но практика показывает: бывают случаи, когда утечки подтверждаются (так было, например, с тульским экс-губернатором Владимиром Груздевым).
В случае если Максим Соколов действительно сменит министерство на пост губернатора, его должность, считают знакомые с ситуацией источники в транспортных кругах, с большой долей вероятности может достаться гендиректору ПАО "Аэрофлот" Виталию Савельеву. Он считается одним из сильнейших лоббистов в своей отрасли. С Владимиром Путиным Савельев встречался не так давно, в конце сентября, на ней президент согласился с предложением принять законодательные меры против буйных пассажиров.