Как город справляется со снегопадом, парализовавшим движение на дорогах

Автор фото: Ермохин Сергей

Проклятие Валентины Матвиенко, не раз подвергавшейся критике за заваленный снегом город, теперь добралось и до нынешнего губернатора. Снегопад в Петербурге продолжается второй день, и справиться с его последствиями городу пока не удается.

Утро 8 ноября в Петербурге началось с 9-балльных пробок, почти так же закончился и вечер понедельника, но тогда многим автомобилистам пришлось простоять в 10-балльных пробках до поздней ночи. За минувшие сутки в Петербурге выпало до 20 см снега, хотя еще неделю назад синоптики обещали, что его будет в 3 раза меньше. Для городских служб и не успевших поменять резину автомобилистов наступление зимы стало сюрпризом. На этот раз в оправдание и тем и другим стоит отметить, что холода и снегопады действительно наступили непривычно рано.
Второй день томящиеся в пробках автомобилисты развлекаются как могут. Вчера, например, кто-то шутил, что приедет домой уже дедом, другие удивлялись, где вся снегоуборочная техника, а третьи надеялись, что снегоуборочный молебен Георгий Полтавченко уже провел. После молебна, посвященного успешной достройке стадиона на Крестовском, горожане любят пошутить на эту тему.

С поднятым ковшом

Шутки шутками, но с уборкой действительно все оказалось непросто. Комитет по благоустройству утверждает, что в ночь на 8 ноября с улиц города вывезли 10 тыс. м3 снега — столько же, сколько и за неделю с 31 октября по 6 ноября. А с начала снегопада общий объем снега, убранного с дорог и тротуаров, составил свыше 20 тыс. м3. Сильный снег продолжит идти и сегодня, убирать снег с улиц и дорог будут 900 машин, а также более 1 тыс. дворников. В комитете также добавляют, что в городе работают 84 погрузчика и 122 самосвала, которые вывозят снег.
Однако благодаря системе мониторинга работы уборочной техники в Петербурге создается впечатление, что большая часть снегоуборочной техники в настоящее время остается в простое, несмотря на сильнейшую метель. Например, в 11:30 во всем Петроградском районе работало всего семь машин для уборки дорог и три машины для уборки тротуаров. И еще две машины, которые обозначены на карте под названием "другая техника". Но действительно ли они работают — сказать сложно. Многие машины ездят с поднятыми ковшами и дороги не убирают.
Кроме того, в это же время на стоянке на Петровском острове находятся 13 машин для уборки дорог. И такая ситуация наблюдается по всему городу. Большая часть снегоуборочной техники остается незадействованной, хотя, по планам комитета по благоустройству, она должна чистить основные улицы города с начала снегопада. Но даже на главных магистралях снегоуборочной техники не видно.
В Петербурге несколько сотен компаний, которые занимаются уборкой и вывозом снега, большая часть — маленькие фирмы, у многих даже нет своей техники, ее берут в аренду. Игроков покрупнее, по оценке Максим Гавришева, представителя компании "Вывоз снега", — около сотни. В компании с внезапной переменой погоды более-менее справляются, увеличивают количество смен, нанимают дополнительных сотрудников. "Мы пока никому не отказываем, уплотняем график, но если дойдет до отказов — приоритет, конечно, отдадим постоянным клиентам, а в последнюю очередь останутся те, кто просит большую отсрочку платежа", — говорит Максим Гавришев.
Малые фирмы все-таки поддались панике: в нескольких из них не берут трубку, еще в двух корреспонденту "ДП", сообщили, что заказы сейчас не принимают, а с текущими еле справляются. "Если коротко — все очень плохо: техники нет, времени нет, заказов море, и люди, которые сейчас звонят, — только отвлекают", — признались в одной из таких компаний.
Максим Гавришев добавляет, что основные заказчики — ФНС, МЧС и другие ведомства, рестораны быстрого питания, ТСЖ. Вывоз кубометра снега обходится им примерно в 150-180 рублей. "Раньше активно к нам обращались детсады и торговые центры, но сейчас они, видимо, экономят, — отмечает он. — В итоге все за работу платят, иногда с бюджетниками даже проще: они если и берут отсрочку, то примерно знают, когда именно появятся деньги".

Проклятие Валентины Матвиенко

Нынешний снегопад может стать самым масштабным за все время губернаторства Георгия Полтавченко. Раньше за неубранные улицы больше всего доставалось от горожан Валентине Матвиенко. После сильного снегопада в декабре 2010 года, когда высота снежного покрова в Петербурге выросла до 42 см, горожане обрушились с критикой на власти города. Заголовок "Снегопад против Матвиенко" стал едва ли не самым популярным в СМИ. Впоследствии губернатор Петербурга уволила 11 чиновников, не справившихся с уборкой снега.
Обильные снегопады не раз становились настоящим проклятием Петербурга, а вопрос уборки улиц остро вставал едва ли не каждой зимой. В январе прошлого года после обильных снегопадов петербуржцы снова пожаловались на то, что город плохо убирают, а вице-губернатор Игорь Албин в ответ предложил горожанам самим убрать снег. В этот раз в Смольном даже поблагодарили горожан за отсутствие "снежной истерии". Хотя едва ли горожане остались удовлетворены ситуацией на дорогах и во дворах, погрязших в сугробах, но "истерить", очевидно, уже просто не видят смысла.

Аварийные ситуации

Пока снегоуборочная техника остается тем, что нужно долго высматривать на дорогах, столкнувшиеся автомобили можно наблюдать повсеместно: в УГИБДД по Петербургу и Ленобласти сообщили о том, что количество аварий на дорогах выросло вдвое. В воскресенье в городе было зафиксировано 247 ДТП, а уже в понедельник их количество возросло до 536 случаев. Кстати, снегоуборочная техника тоже попадает в ДТП. Сегодня утром на Тихорецком проспекте эвакуатор столкнулся с трамваем, предназначенным для уборки снега с путей. А в нескольких районах города горожанам пришлось выталкивать из сугробов застрявшие автобусы. В группе "ДТП и ЧП" сообщают о застрявших в снегу фурах.

"Все-таки живем в России"

Текущая ситуация на дорогах прибавила работы службам шиномотажа и автосервисам. Запоздавшие водители экстренно меняют резину на зимнюю. Например, в выездном шиномонтаже "Авто 911" сообщили, что могут принять заказ на замену шин только на ближайшую пятницу. По прогнозам представителей компании, нынешний ажиотаж продлится еще как минимум неделю, а то и две. В компании "Запаскин" оператор сообщила, что времени общаться практически нет, поскольку она отвечает на семь телефонных линий. Кроме того, заявленная на сайте услуга "Приедем за 30 минут" в настоящее время не работает, поскольку все заказы на шиномонтаж расписаны с конца прошлой недели. В автосервисе "Крас и Ко" настроены более оптимистично. Специалисты компании считают, что очереди из-за замены шин исчезнут уже через 2-3 дня. Кроме того, в автосервисах, где также предлагается замена летних шин на зимние, очередей гораздо меньше, чем в компаниях, которые занимаются только шиномонтажом, поскольку все автомобилисты ринулись именно к шиномонтажникам. "У нас нет больших очередей, мы можем принимать клиентов оперативно", — говорят в "Крас и Ко".
Представители других сфер бизнеса заснеженному городу рады не сильно, но многие все же говорят, что давно приспособились к работе в таких условиях. Как сообщили в пресс-службе ГК "Дикси", с точки зрения логистики проблем у торговой сети из-за снега не возникло: "Все-таки живем в России, и снегом, даже сильным, никого не удивить. В планировании мы учитываем сводки погоды, в том числе возможные снегопады. Машина может встать в пробке, но многочасовых проблем с доставкой не бывает".
В компании "220 вольт" также сообщили об отсутствии вызванных снегопадом сложностей с логистикой.
"В подобных ситуациях необходимо быть готовыми к увеличению нагрузки на логистическую систему компании. Если возможности усилить логистику и избежать задержек в пути нет, необходимо честно предупредить клиентов о возможном увеличении срока доставки заказов. Кроме того, необходимо заранее отработать вопрос закупки актуального ассортимента, чтобы к моменту наступления зимы, вне зависимости от того, когда этот момент наступит, все было в наличии", — пояснили в компании.
Также представители ретейлера отметили, что снегопад часто приводит к увеличению количества заказов отдельных товарных категорий, в частности снегоуборочной техники, снеговых лопат и автомобильных пуско-зарядных устройств.
"В снегопад всегда растут продажи в онлайн-магазине и через call-центр, покупателям совершенно не хочется ездить по магазинам", — отмечает директор по маркетингу СТД "Петрович" Игорь Колынин. Несмотря на погоду, компания осуществляет доставку, но если этого не происходит вовремя, торговая сеть несет затраты на компенсацию стоимости доставки клиенту.
Авторы: Маргарита Кудрявцева, Сергей Малаховец, Екатерина Фомичева, Елена Домброва, Марина Васильева