Крымская верфь даст бизнесу Петербурга 7 млрд рублей

Автор фото: Коньков Сергей
Президент АО "Объединенная судостроительная корпорация" Алексей Рахманов.

Более 50 млрд рублей заработал петербургский бизнес на обновлении Черноморского флота. И еще 7 млрд рублей может освоить на реконструкции крымской верфи.

Россия энергично перевооружает устаревший Черноморский флот, чтобы надежно защитить берега Крыма. В октябре этого года Адмиралтейские верфи передали ВМФ РФ пятую из шести неатомных подводных лодок для службы на Черном море стоимостью около 20 млрд рублей. А до конца этого года передадут последний в серии (шестой) корабль.
Ранее калининградский судостроительный завод "Янтарь" передал первые два из шести фрегатов (проект 11356) для Черноморского флота — головной "Адмирал Григорович" и первый серийный "Адмирал Эссен". Оба вооружены крылатыми ракетами большой дальности "Калибр". Именно такими ракетами переданная флоту подлодка "Ростов–на–Дону" в декабре прошлого года из подводного положения наносила удары по террористам в Сирии.
Боевая задача Черноморского флота — обеспечивать безопасность России в регионе Черного и Средиземного морей.

Президентский завод

Однако, как выяснилось, ремонтировать и модернизировать дорогостоящие корабли, поступающие на флот, негде. В срочном порядке государственное АО "Объединенная судостроительная корпорация" выделяет 7 млрд рублей на то, чтобы привести в рабочее состояние Севастопольский морской завод, принадлежавший до возвращения Крыма России президенту Украины Петру Порошенко.
"Пока выделяются собственные средства (например, на разработку проектной документации). Рассматриваются и возможности привлечения заемных средств", — пояснили в ОСК.
Как стало известно "ДП", разработкой проектной документации по реконструкции Севморзавода за 173 млн рублей займется петербургское АО "Центр технологии судостроения и судоремонта" (ЦТСС, на 100% принадлежит РФ). В конце 2015 года ЦТСС уже получил 10–миллионный контракт на разработку проектной документации по техническому перевооружению производственных мощностей. Общая сумма контрактов — 183 млн рублей — составляет без малого 4% от выручки ЦТСС за 2015 год — 4,8 млрд рублей.

Перспективный судостроитель

В результате реконструкции к 2020 году крымский завод сможет ремонтировать, переоборудовать и модернизировать подводные лодки и надводные корабли Черноморского флота, а также строить корабли спусковым весом до 3 тыс. т, длиной 100 м и шириной 26 м.
В частности, Минобороны предполагает строить на этой верфи вспомогательные суда проекта 11982 (их строят калининградский "Янтарь" и Ленинградский судостроительный завод "Пелла").
Кроме того, после реконструкции Севморзавод сможет строить плавучие краны грузоподъемностью до 1600 т. Сейчас подобные изделия в РФ не производят. Плавучие краны меньшей грузоподъемностью делает местная судостроительная фирма "Алмаз".
После воссоединения с Крымом куратором Севморзавода стала "дочка" ОСК — северодвинское АО "Центр судоремонта "Звездочка". В конце 2015 года оно арендовало производственные мощности крымского завода на 49 лет. И теперь на этих мощностях функционирует филиал АО "Центр судоремонта "Звездочка" под названием Севастопольский морской завод.
"Идея реконструкции Севморзавода правильная. Он располагает одним из трех построенных в СССР линкорных доков, пригодных для судоремонта", — говорит эксперт инженер–строитель Владимир Березницкий.
По его мнению, возможности завода надо соотнести с потребностями флота: гонять черноморские корабли на ремонт в другой регион — это нонсенс. Кроме того, можно развивать на заводе судостроение.