Рецензия на фильм "О, Интернет! Грезы цифрового мира"

 

Самое название фильма немного отпугивает: так возвышенно и патетично про нашу повседневность может, конечно, говорить только человек доцифрового поколения (Херцог родился в 1942 году). Зато этот взгляд дает нам возможность посмотреть отстраненно и объемно на то главное, что перевернуло нашу жизнь в последние 20 лет. Херцог начинает рассказ с той самой комнаты в Калифорнийском университете, где впервые произошел сеанс передачи данных с одного компьютера на другой (29 октября 1969 года в 22:30 по местному времени между компьютерами в Калифорнийском университете и Стэнфордском исследовательском центре, на удалении в 640 км друг от друга). Железный шкаф, заполненный проводами и стоящий теперь в углу в качестве экспоната, производит, конечно, впечатление: в первую очередь он напоминает о том, как ускорился мировой прогресс за последние 30-40 лет. Мир менялся всегда, но еще никогда так быстро, говорит Херцог; и это произошло благодаря именно Интернету.
То, чем восхищались еще недавно — собственно, скорость развития цифровых технологий, — теперь же и пугает. Конечно, это одна из основных тем фильма. Но автор, прежде страстно пересекавший дикие ландшафты Амазонии, Сахары или Антарктиды, предпочитает на этот раз остановиться в одном шаге от окончательного вынесения как оправдательного, так и обвинительного приговора эпохе. "Интернет сегодня — это примерно как воздух", — говорит один из собеседников Херцога. И, несмотря на то что в мире есть еще места, свободные от Интернета (им посвящена одна из 10 новелл фильма), автор исходит из перспективы, что, как говорится, "другого воздуха у меня для вас нет".
Документальная картина "О, Интернет! Грезы цифрового мира" впервые была показана на фестивале "Сандэнс". Одним из героев картины стал Илон Маск. Он появляется на экранах не так часто; но в данном случае поражает контраст между фантастичностью его замыслов — и приземленностью, какой-то подчеркнутой обыкновенностью его внешнего вида. Кажется, у Маска даже нет собственного кабинета, в лучшем случае его отделяют какие-то прозрачные перегородки. Зачем ему кабинет, когда ведь мир ему "кабинет". Вообще, обращая внимание на пионеров компьютерной эры (а они, включая представителей боковых ветвей развития, появляются тут почти все), замечаешь, что одеты они примерно как студенты не самого престижного вуза: джинсы и иногда пиджак. Вот уж действительно — люди, которые погубили заодно мировую индустрию моды; человеку, живущему одновременно везде и нигде, как-то незачем особенно задумываться над своим гардеробом.
Зато Интернет заставит задуматься о совести; это, конечно, очень смелое предположение, высказанное, опять же, кем-то из отцов-основателей. Но, если учесть, что до создания компьютерного разума, автономного от людей (то есть принимающего какие-то решения самостоятельно) рукой подать, придется волей-неволей пересмотреть и основные этические постулаты, с поправкой на мыслящие машины. Очень вовремя в этот момент появляются в кадре подсмотренные Херцогом буддистские монахи: едва прервав медитацию, они тут же утыкаются в "Твиттер".
Подписывайтесь на канал ДП в Телеграме , чтобы первым узнавать о важных новостях экономики, бизнеса, политики и общества!