Как фермеры меняют мир к лучшему

  

Рынок переживает настоящий бум интереса к фермерству. Городские жители, переполненные мечтами о романтике сельской жизни, порой без познаний в сельском хозяйстве, снимаются с места, продают квартиры, машины и доли в нефтегазовом бизнесе, покупают на вырученные деньги гектар земли, трактор, корову, кота и собаку — и пытаются понять, что со всем этим делать. Да, у некоторых все отлично получается. Мы видим всплеск интереса к ручному, ремесленному бизнесу в целом. Некоторые социологи уже называют наше время "новым Средневековьем".
Причин, на мой взгляд, несколько. Первая — мир за последние десятилетия стал объективно богаче. Растет спрос на штучные продукты, которые, разумеется, дороже масс-маркета. Второй важный момент — изменение структуры экономики мира. Американский журналист Томас Фридман в своей книге "Плоский мир" амбициозно заявляет, что мир вступил в новую фазу глобализации, где главные локомотивы прогресса не большие корпорации, а люди. Так, в IT-индустрии правят бал небольшие стартапы, в модном бизнесе — независимые дизайнеры, а в сельском хозяйстве — небольшие фермерские хозяйства. Однако фермерство, на мой взгляд, наиболее сложная разновидность ремесленного бизнеса. В нашей стране одна из главных трудностей — нехватка специальной техники. Для сельского хозяйства у отечественной легкой промышленности крайне небольшой выбор техники, которая подходит для базовых операций. Если задачи стоят нетривиальные, необходимой уже не найти. Мы это ощутили, создавая сырное производство — ключевое оборудование пришлось закупать за рубежом.
В виноградарстве и виноделии эта проблема стоит еще более остро — на российском рынке подходящего оборудования нет в принципе, даже тракторы, способные проехать между рядами виноградных посадок, пришлось приобретать в Европе, что уж говорить о линии по переработке винограда. Так закономерно встает еще одна проблема: сельское хозяйство требует немалых инвестиций, а деньги, как и оборудование, стоят дорого. Да, доступность финансирования в отрасли не отличается от других сфер — часто привлечь инвестиции в сельхозпроекты даже проще и дешевле. Но нужно помнить, что фермерство — крайне рискованный вид бизнеса, а застраховать свои риски в российской практике крайне сложно.
Тем не менее я уверен, что все то, что сейчас происходит в ремесленном бизнесе вообще и в фермерстве в частности, говорит о положительном развитии отрасли. Моя уверенность, конечно, основана на том, что я сам страстный любитель своего дела.
Я верю в то, что правильная модель экономики предусматривает значительную долю малого и среднего бизнеса. Такая экономика влечет за собой формирование более уравновешенной социальной модели, более активного и свободного общества. Поддержка фермерства в XXI веке — это шаг на пути изменения мира к лучшему.
Автор — генеральный директор винодельческого хозяйства " Лефкадия "