Более двухсот работ современного фламандского художника Яна Фабра находятся на выставке в Эрмитаже

Автор фото: www.hermitagemuseum.org

 

Восемь лет назад выставка Яна Фабра прошла в Лувре, в залах фламандского искусства. Фабр — художник, держащий равнение на Рубенса и Йорданса. Среди его современников и коллег мало кто рискует мериться силами со старыми мастерами. Разве что Дэвид Хокни не спасовал перед Хогартом. После луврского проекта Фабра стали называть живым классиком.
Выставка в Эрмитаже во многом вторична. На ней есть тот же автопортрет художника, который так усердно всматривался в холст ван дер Вейдена, что вонзил в него нос. Он замер в луже своей крови, ничтожный перед старыми мастерами. К нам привезли те же мозаики и скульптуры из жуков-скарабеев на тему "суета сует". Графика не менее удачно обыгрывает картины фламандцев. Видео оживляет развеску.
Эрмитаж иначе расставил акценты в проекте. Рыцарство Фабра, щеголяющего в доспехах в своих перформансах, у нас истолковали как служение красоте. Эрмитаж — музей традиционный, перемены в нем начались недавно, да и публика наша консервативна. В наших трепетных палестинах скепсис, меланхолия и черный юмор Фабра встали на службу высокому, доброму, вечному. Скажет ли спасибо сердечное русский народ?
Размах проекта впечатляет. Выставка проходит и в самом Эрмитаже, и в Генштабе. Скульптура Фабра "Измеряющий облака" караулит посетителей прямо на входе во дворе. Теперь от contemporary art никуда не денешься. К нам также привезли портреты ассистенток Фабра, выполненные в мраморе, плюс его текстили с затейливыми мотто. И пусть мы в очередной раз увидели тень оригинала, чужих певцов блуждающие сны, но не такова ли судьба и Эрмитажа, и Петербурга? Здесь всегда мечтали жить тем, чем живет Европа.