Блоги "ДП". Нужно ли передать Ропшинский ансамбль «Роснефти»

 

Глава «Роснефти» Игорь Сечин и министр культуры Владимир Мединский попросили президента России Владимира Путина передать дворцово-парковый ансамбль «Ропша», бывшую императорскую резиденцию, в долгосрочную аренду компании. Сейчас ансамбль входит в состав музея «Петергоф» и находится в полуразрушенном состоянии, у музея нет средств на его воссоздание (по некоторым данным, стоимость работ превышает 5 млрд рублей). «Роснефть» предлагает провести все работы за свой счет и в дальнейшем приспособить объект для современного использования.
К сожалению, ситуация с этим ансамблем такова, что речь идет уже не о реставрации, а о воссоздании. Там рушатся стены, несколько обрушений уже произошло. А у «Петергофа» нет средств, чтобы справиться с этим самостоятельно: речь ведь идет не о миллионах, а о миллиардах. У Министерства культуры сегодня не то что лишних денег нет — не хватает даже на основные расходы. «Ропшу» обязательно нужно воссоздавать, и чем быстрее, тем лучше.
Крупные корпорации, к числу которых можно отнести и «Роснефть», восстанавливая, воссоздавая те или иные комплексы, часто все-таки находят способ учитывать интересы и граждан, и музейного сообщества. В процессе воссоздания они опираются на несколько базовых законов, в том числе на закон о доступности культурного наследия, и находят прекрасные, взаимоуважительные, правильные решения. И в итоге объект продолжает работать на страну и народ, а часть его проектов продолжает управляться музеем. Не будем забывать о том колоссальном опыте, который есть у «Петергофа».
Хороший пример — это история с Константиновским дворцом, который был воссоздан, а теперь управляется управделами президента страны. Это охранный объект ФСО, но, несмотря на все сложности, найден компромисс, и все желающие, хотя и с некоторыми трудностями, все-таки могут посещать Константиновский. Появилась и возможность пополнять коллекции дворца.
Если все эти особенности будут учтены, такое решение можно будет приветствовать. Ведь Ропша — это настоящая жемчужина. Это, говоря метафорически, зуб, выпавший из великолепной челюсти, которая связывает Гатчину и Кронштадт.  
Николай Буров, директор музея «Исаакиевский собор»