Анастасия Жигач Все статьи автора
17 октября 2016, 11:12 3336

Почему эксперты считают, что необычные названия должностей мотивируют сотрудников

Сегодня от названий некоторых вакансий просто дух захватывает: работодателям требуются офисные феи, лобстеры маркетинга, генеральные директора парковки и джедаи по программированию. Считается, что необычные названия должностей мотивируют сотрудников. Возможно, это так, но в дело мотивации вмешивается закон.

Профессор Лондонской школы бизнеса Дэн Кейбл, по данным Harvard Business Review, недавно провел исследование и выяснил: переименование должности может стать для сотрудника серьезной мотивацией в работе. Новизна открытия, конечно, вызывает сомнения: в России эту технику использовали еще в 1990–х. Самый классический пример превращения тех лет — из уборщицы в менеджера по клинингу.

Почему работодатели неохотно берут молодых специалистов без опыта

Почему работодатели неохотно берут молодых специалистов без опыта

1504
Анастасия Жигач

"ДП" решил вернуться к этой теме и выяснить у работодателей, пользуются ли они этим приемом до сих пор и как к необычным, порой слишком творческим названиям профессий относятся сами сотрудники и клиенты компаний.

HR на выдумки хитер

Не пиарщик, а бренд–евангелист, не ресепшионист, а директор первого впечатления, не менеджер по работе с клиентами, а мастер добрых дел, не официантка, а кофе–леди — примеров творческого подхода к названиям профессий на рынке труда много. Встречаются даже "офисные феи" и "волшебники по чему–либо".

"Существуют целые компании, в которых корпоративный стиль управления отражает чрезмерную увлеченность руководства игрой или кинофильмом: вместо должностных инструкций — кодекс джедая, должности соответствующие", — рассказывает генеральный директор PR Partner Инна Алексеева.

"Сейчас нестандартные названия вакансий в большей степени используются в стартапах IT / Digital–индустрии. Это там встречаются гуру, евангелисты, каталисты, SMM–лобстер, happy–менеджеры и прочие", — рассказывает Светлана Нефедова, hr–консультант Wyser (международный кадровый холдинг Gi Group). Причина, считает Нефедова, проста — желание уйти от официоза и наладить неформальный контакт с клиентом.

"Парковщик — генеральный директор парковки, офис–менеджер — генеральная хозяйка офиса. Я всегда говорю сотрудникам, что они — гендиректора в своих областях. Это повышает ответственность сотрудников и их производительность", — поясняет Владимир Моженков, бизнес-тренер и член совета директоров группы компаний "АвтоСпецЦентр".

"Иногда кандидаты мотивируют стремление к красивому названию тем, что они не могут давать визитки, на которых они всего лишь менеджеры. Иногда работодателям приходится идти навстречу штучному кандидату и называть его должность именно так, как он просит", — рассказывает директор Brainpower Шамиль Исмаилов.

В чем плюсы и минусы в работе злого и доброго начальника, а также чем они опасны для компании

В чем плюсы и минусы в работе злого и доброго начальника, а также чем они опасны для компании

1209
Анастасия Жигач

"Я всегда говорю интересным для нас кандидатам, что если им это нужно, то мы можем их официально называть генералиссимусами. Было бы только это на пользу", — подтверждает Ольга Корниенко, вице–президент по кадровой политике ФГИК "Размах".

"Но все же это редкие случаи, — продолжает Исмаилов. — В целом тренд на переименования сошел на нет, и сейчас большинство кандидатов интересуют обязанности и перспективы занимаемой позиции".

Владимир Моженков не согласен с коллегой. Самое важное, считает он, — придумать оригинальное название должности, которое будет нести такую же смысловую нагрузку, как обычное наименование профессии. В этом случае, уверяет эксперт, "должность, правда, становится сильным мотиватором".

Путаница мотиваций

"Каждому иногда приходится заниматься рутиной, а должность SMM–лобстера помогает поддерживать творческий дух", — соглашается Нефедова. Она поясняет: для компаний, перешедших стадию стартапа, необычные названия должностей помогают не быть скучной корпорацией и сохранить дух начинающих предпринимателей–энтузиастов.

"Название должности часто является мощным мотиватором в работе: все хотят быть ассистентами, а не секретарями, не специалистами, а менеджерами — неважно, что без прямых подчиненных", — соглашается Татьяна Дьякова, директор по персоналу Parallels. С ней не согласна Светлана Ярославская, менеджер по продуктовой эффективности кадрового холдинга "АНКОР": "В 1990–е годы главным трендом в названии должностей было часто неуместное использование слова "менеджер": по визиткам, по клинингу и т. д. Мы еще слышим отголоски этой тенденции, однако слово "менеджер" в названии должности сегодня уже не может стать мотивирующим фактором для кандидата".

"Связь между названием должности и мотивацией сложно оценить: для кого–то это очень критично, кто–то вовсе не обратит внимание. Куда важнее, чтобы все понимали, чем занимается сотрудник и каковы его обязанности", — напоминает Петр Орлов, директор по персоналу Mars Petcare в России. Он приводит пример: если сотрудника приемной переименовать в вице–президента приемной, его мотивация вряд ли возрастет, а вот путаница возникнет.

Мушкетер на пенсии

Некоторые наименования сегодняшних должностей звучат откровенно глупо. Специалисты напоминают: если такие названия почему–то мотивируют сотрудников, то демотивируют партнеров.

"Если вы захотели перемен, придерживайтесь здравого смысла. Не все ваши клиенты и партнеры смогут оценить результаты креатива, особенно слишком пафосные или длинные названия", — напоминает Инна Алексеева.

"Странно, когда HR–менеджера называют менеджером по управлению удовлетворенностью персонала, а маркетинг–директора — директором по удовлетворению спроса, это может даже испугать клиента", — говорит Светлана Нефедова. Впрочем, считает специалист, сами сотрудники часто тоже не хотят, чтобы их должность звучала как–то экзотически: "Им кажется, что это не украсит их резюме и не добавит цены на рынке труда". Да и при закрытии необычных вакансий, например мушкетера продаж, могут возникнуть проблемы. Возможно, потому, что некоторые мушкетеры понимают, что в профессиональных стандартах Минтруда, закон о которых вступил в силу с июля этого года, их нет, а значит, будут проблемы с начислением пенсии (см. "ДП" № 137 от 31.08.2016).

Новости партнеров
Реклама