16:4113 октября 201616:41
189просмотров
16:4113 октября 2016
Недавно от Игоря Шувалова, первого заместителя правительства РФ, поступило предложение заменить в жилой недвижимости термин "экономкласс" на "стандартное жилье". Как это может отразиться на девелоперском бизнесе и на покупателях?
Сегодня экономический класс жилья соответствует потребностям 80% населения — участников экономики. Остальное потребление — это бизнес-класс и элитная недвижимость. Очевидно, имелось в виду, что жилья ниже экономкласса быть не должно, хотя люди порой живут в коммуналках и аварийных домах, больше похожих на бараки.
Вообще понятие "стандартное жилье" сродни понятию "евроремонт" — все о нем слышали, но никто точно не знает, как оно выглядит. Любая квартира должна быть построена согласно нормам строительных правил — СНИПов и ГОСТов, которые уже разработаны. Она должна иметь соответствующую тепло- и звукоизоляцию, соответствовать нормам по инсоляции, вентиляции и т.д. и т.п.
Одной из основных характеристик жилья экономкласса является прежде всего его расположение — оно находится на самой дешевой для застройщика земле, как правило, на удалении от транспорта и социальной инфраструктуры. И пока эта инфраструктура не будет построена — жильцам придется ездить в супермаркет четыре остановки на маршрутке или пользоваться ларьками шаговой доступности.
Но сегодня действительно есть спрос на небольшие квартиры — от 20 м2, "мелкая нарезка". Небольшие квартиры и квартиры-студии пользуются в кризис спросом, поскольку на другое жилье у большинства просто нет денег. Было бы хорошо, если бы было введено понятие не только жилья "стандарт-класса", но и ипотеки "стандарт-класса" по 4-5% годовых на 30 лет, тогда, возможно, россияне смогли бы покупать большее количество квадратных метров.
А как бывает?
Как обстоят дела с жильем экономкласса в западной Европе? Там строительство и жилья экономкласса, и элитного жилья производится примерно из одних и тех же материалов, одними и теми же рабочими. Отличием будет лишь количество квадратных метров, видовые характеристики, социальное окружение, улучшенные планировки и дорогие отделочные материалы. Основные строительные конструкции — стандартизированы.
Еще одна отличительная особенность удобного и недорогого жилья — хорошая планировка, несмотря на небольшое количество квадратных метров.
В Западной Европе доступное жилье планируется таким образом, чтобы как можно меньше полезной площади уходило на прихожую, коридор, тамбуры, стены, встроенный шкаф и тому подобное.
Психология продаж
Как такие заявления могут отразиться на бизнесе? На мой взгляд, в словах "стандартная недвижимость" больше идеологии и того, чтобы власти требовали от застройщиков выполнения этих самых стандартов. То есть такое заявление может привести к еще большему количеству обязательств застройщика перед городскими властями.
С психологической точки зрения слово "экономкласс" не только принижает покупателя, но и ставит подножку застройщику. Для покупателя "экономкласс" чаще всего означает, что застройщик сэкономил на качестве проекта и использовал дешевые материалы и криворуких рабочих. Так что с точки зрения продаж жилой недвижимости слова "стандартное жилье" будут восприниматься лучше.
Правда, просто замена одного названия на другое будет сродни переименования милиции в полицию.
Данные разнятся: я сталкивалась с результатами опросов, согласно которым только 13% россиян готовы купить жилье экономкласса в новостройке, а 87% не доверяют застройщикам. По другим данным соотношение 25 к 75%. Давайте возьмем за основу среднее (19-81%) и задумаемся над этими цифрами. Менять название с целью привлечь новых покупателей, возможно, неплохая идея, но это сродни стратегии перепаковать, ребрендировать и т.п. На мой взгляд, стоит серьезно задуматься о том, как вернуть в рынок эти 81%, которые просто не доверяют.
Пора заняться имиджем и репутацией всей строительной отросли в целом.
Что является основным тормозящим фактором? Конечно, истории об обманутых дольщиках. Следом идут подтвержденные и неподтвержденные факты о срывах сроков — а ведь для покупателя это финансовые потери: выплаты по ипотеке или аренда жилья для временного проживания на время строительства. Осторожного покупателя могут также напугать слухи о низком качестве строительства и невыполненные обязательства по инфраструктуре.
Конечно, можно возразить, что процент таких инцидентов вовсе не так велик и на рынке больше добросовестных застройщиков, чем обманщиков. Но, с точки зрения репутации отрасли и доверия потребителя факты 19 против 81 говорят громче любых доводов.
Пенять на тех, кто подрывает доверие, портит рынок и отпугивает покупателей, бесполезно, точно так же, как и оправдываться и говорить — "а у нас все хорошо". Я еще слышала вот такой аргумент — "покупатель должен правильно выбирать!" Спросите любого специалиста по продажам, и он скажет, что на рынке покупателя этот аргумент не работает.
Что же делать? Я считаю, что объединения добросовестных строительных компаний должны самостоятельно и, главное, быстро выдворять с рынка тех, кто подрывает имидж индустрии, и заглаживать скандалы, а не показывать пальцем на провальные проекты, стараясь выиграть в конкурентной борьбе.
Автор — совладелец ГК "ЛИК ПРО"