Наталья Ковтун, Надежда Фёдорова, Ольга Мягченко Все статьи автора
11 октября 2016, 00:01 16394

Новое здание для Малого драматического театра Льва Додина рискует превратиться в еще один долгострой

Фото: Андрей Кульгун

Новое здание для Малого драматического театра — Театра Европы Льва Додина грозит превратиться в долгострой стоимостью 2,5 млрд рублей. Спустя месяц после начала строительства проект решено переделать, что может привести к смене генподрядчика.

Художественный руководитель Театра Европы Лев Додин добился в Министерстве культуры корректировок проекта своего театра в Петербурге стоимостью 2,5 млрд рублей. Этот проект, которым занимается Северо–Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ (СЗД), только в сентябре получил разрешение на строительство. Переделки повлекут за собой полный перезапуск проекта: новую госэкспертизу, новую смету и новый конкурс на выбор исполнителя контракта. Это значит, что нынешнему генподрядчику — компании "СтройСоюз СВ", которая получила подряд в декабре прошлого года, придется заново пройти процедуру отбора.

Сбербанк банкротит компанию Артема Маневича, взявшегося достраивать дома разорившейся ГК "Город"

Сбербанк банкротит компанию Артема Маневича, взявшегося достраивать дома разорившейся ГК "Город"

1 12851
Павел Горошков, Наталья Ковтун, Ольга Мягченко

Это не первый проект в Петербурге, который заказчик пытается усовершенствовать в процессе работы. Обычно такие попытки заканчиваются значительным ростом смет и многократными переносами сроков, предупреждают участники рынка.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Клиент всегда прав

О том, что художественный руководитель Театра Европы Лев Додин добился в Министерстве культуры разрешения внести серьезные коррективы в уже реализуемый проект нового здания театра на Звенигородской ул., 7а, в Петербурге, "ДП" сообщил источник в министерстве. По его словам, решение на уровне министра культуры Владимира Мединского уже принято.

"Проект будут менять. Режиссера не устроил вид входной группы нового здания, сцена репетиционного зала. Кроме того, он хочет увеличить площадь театра за счет создания крытого атриума", — говорит собеседник "ДП". Чтобы изменить эти элементы, нужно вносить поправки в конструктив. А это равносильно запуску проекта с нуля. Дело в том, что в сентябре этого года вступили в силу изменения в Градкодекс, которые требуют все поправки согласовывать в госэкспертизе.

"Это дорого и долго. Но таково требование закона. К сожалению, режиссер не понимает всей сложности ситуации. А она критическая — в Петербурге может появиться еще один долгострой", — считает сотрудник министерства.

Лев Додин вчера оказался недоступен для комментариев.

И.о. главы СЗД Наталья Волынская сообщила, что пока речь идет о незначительной корректировке проекта театра. "Нужно ли будет проводить госэкспертизу и делать новую смету, пока непонятно. Очевидно, что это может затянуть стройку. А сам режиссер в этом не заинтересован", — говорит она. А бывший глава СЗД Александр Шабасов (при нем стартовал проект Театра Европы, но в сентябре чиновник ушел на повышение в Москву) сообщил, что не удивлен. "Сложности в подобных проектах возникают постоянно. К этому надо быть готовым", — заявил он.

Как клад может стать большой проблемой и сорвать работы по реконструкции исторического здания

Как клад может стать большой проблемой и сорвать работы по реконструкции исторического здания

1206
Наталья Ковтун

Спор вокруг проекта

Проект нового здания Театра Европы разработала архитектурная мастерская Михаила Мамошина. Он работал на подряде у компании "ТДМ", получившей от СЗД госконтракт на генпроектирование. Михаил Мамошин подтвердил "ДП", что знает об идее переработки своего проекта. "Но изменения будут незначительными", — говорит он. При этом само использование проекта в студии считают незаконным, поскольку ТДМ не до конца оплатил работы по контракту с бюро. Соответствующий иск был подан в Арбитражный суд в октябре 2015 года.

"Права на проект переходят к заказчику в момент полной оплаты", — поясняют юристы фирмы "Качкин и партнеры", которые отстаивают права мастерской Мамошина в суде. По версии юристов, ТДМ недоплатил архитекторам 5,7 млн рублей (вместе с неустойкой) из 24,8 млн рублей, на которые были фактически выполнены проектные работы. Общая стоимость контракта на проектную и рабочую документацию изначально составляла 62 млн рублей, но он выполнялся поэтапно. Компания была крупным поставщиком звукового и светового оборудования для театров России. Но сейчас из–за истории с поставкой видеотабло для стадиона на Крестовском острове (из бюджета на оборудование выдали 50 млн рублей аванса, но поставка не состоялась) ею занимаются следственные органы.

"Когда проект Театра Европы был готов, вероятный бенефициар ТДМ Григорий Попов (гендиректор Александринского театра. — Ред.) уже сидел в компании практически один. Директор и почти все специалисты оттуда уволились", — рассказал источник "ДП" на рынке.

Согласно СПАРК, Григория Попова среди учредителей ТДМ нет. Минувшим летом в интервью "Фонтанке" в качестве акционеров компании он назвал Александра Шимберга и Владимира Халифа, уточнив, что сам "лишь помогал им развивать компанию" до того, как стал директором Александринки. Конечные бенефициары ТДМ скрыты. Но источники, знакомые с ситуацией, предполагают, что подписи под договорами ТДМ ставили упомянутые люди. Связаться с ними не удалось. Телефоны ТДМ не отвечают.

Риск долгостроя

Крайним в истории с Театром Европы может оказаться генподрядчик стройки — компания "СтройСоюз СВ", которая получила контракт в декабре 2015 года и в сентябре приступила к его реализации по проекту Мамошина. Архитекторы уже требуют с нее через суд (соответствующий иск есть в картотеке Арбитража) 22,4 млн рублей за незаконное использование своей интеллектуальной собственности.

"А в случае перезапуска проекта Театра Европы генподрядчик рискует потерять контракт, поскольку по новой смете придется проводить новый тендер и выбирать исполнителя заново", — сообщил источник "ДП" в Минкультуры.

Совладелец компании "СтройСоюз СВ" Максим Корнеев, к которому "ДП" обратился за комментариями, посоветовал тщательнее выбирать источники. "Это набор слов, который к истине отношения не имеет", — заявил он.

Претензии архитекторов к "СтройСоюзу СВ", по его словам, — это рабочий момент. "Ситуация тревоги не вызывает. Мы намерены сдать проект Театра Европы по графику — к лету 2018 года, несмотря на 6 месяцев простоя из–за археологических находок на участке. Об увеличении сроков проекта речи нет", — говорит он.

По данным СПАРК, "СтройСоюз СВ" контролируют Александр Власов, Александр Караков и Максим Корнеев. Последний является деловым партнером бывшего заместителя начальника ГУВД по СПб и ЛО Геннадия Волкова. У них есть доли в ООО "Ларэкс" и ООО "Рестона", а 2015 году они учредили строительную компанию "ВПК–Система". Сейчас 33,3% ее долей принадлежат Владиславу Пиотровскому (с 2006 по 2011 год возглавлял ГУ МВД по СПб и ЛО). Другие акционеры не раскрываются.

Госконтракт по строительству Театра Европы стоимостью 2,5 млрд рублей — первый в портфеле "СтройСоюза СВ". Останется ли компания в проекте в случае его перезапуска — вопрос открытый. Зато нет сомнений, что при таком развитии ситуации стоимость и сроки стройки вырастут. В Петербурге много долгостроев, в том числе с госфинансированием (см. "Самые известные…"), чья история это подтверждает.

"В данном случае, может, это и к лучшему. Уложиться в нынешнюю смету невозможно. Денег надо раза в два больше, особенно на общестроительную часть. Отсутствие опыта на рынке госконтрактов у нынешнего подрядчика тоже вызывает вопросы", — говорит один из знакомых с проектом экспертов. "Перезагрузка может стать красивым предлогом СЗД для замены подрядчика. Но сам театр от этого вряд ли выиграет", — заключил другой собеседник "ДП".

На рынке генподряда, который я представляю, компании дохнут как мухи. И хотя мы всех контрагентов до заключения контрактов проверяем, все равно возникают плохие долги. Хорошо, что в последние 5–7 лет заказчики стали проводить тендеры в меньшей спешке. Но маржа подрядчика на строительно–монтажных работах не превышает сегодня 3–4%. С рынка ушли многие иностранные фирмы, отечественные игроки все активнее уходят в регионы, где есть работа. Мы в их числе. У нас сейчас 80% проектов в регионах. А в Петербурге вообще нет подрядов. Рынок монополизируется.
Дмитрий Кунис
совладелец генподрядной компании STEP
Вектор на рынке генподряда сместился в сторону бюджетных заказов. Они составляют 80%, и лишь 20% — коммерческие. Еще 5 лет назад соотношение было противоположным. После банкротства ряда крупных генподрядчиков на рынке освободилось место. Но далеко не каждая компания может его занять. Госзаказ — серьезный риск. Дело не только в банковских гарантиях. Необходимы опыт, производственные мощности, умение работать качественно, соблюдая сроки. На кону репутация компании и дальнейшее существование ее бизнеса.
Елена Лашкова
гендиректор ГК "Геоизол"
Казалось бы, построить дом — большого ума не надо. Но счастья на рынке в ближайшее время не будет точно. Подрядчики гибнут один за другим — это факт. И выбрать среди них надежного — это, поверьте мне, большая наука. Хотя по большому счету и выбирать не из кого. У нас на каждый вид работ в городе четыре–пять нормальных фирм. Для меня единственный критерий надежности исполнителя — готовность его руководителя приехать на площадку и лично разобраться в возникающих проблемах. Если готов, можно работать. Если нет, лучше не связываться. Ручное управление сейчас самое надежное.
Игорь Водопьянов
Игорь Водопьянов
Управляющий партнер УК "Теорема"
Новости партнеров
Реклама