Быть бизнес-ангелом — серьезная работа

 

Я вижу все больше интереса у предпринимателей из реального сектора к инвестированию в стартапы. Причин много — от сложностей в реальной экономике и понимания, что надо вкладываться в новые технологии, до понтов и моды. Нисколько не спорю с тем, что вкладываться в IT интересно. Но хочу сказать несколько напутственных слов бизнесменам, которые хотят стать бизнес–ангелами.
Быть ангелом — это работа. Она требует не только времени и денег, но и венчурной и стартап–инфраструктуры, и знаний. Опыт зарубежных коллег говорит о том, что нужно вложиться минимум в 10, а лучше в 20 стартапов, чтобы защититься от неудач. Можно обладать суперчутьем, но оно не защитит от спада в специфической отрасли или появления крупного конкурента на рынке. А это может убить любой очень перспективный стартап. Единственная защита — разбросать деньги по большому количеству проектов, тогда вероятность успеха высока. Но для того, чтобы отобрать 20 стартапов, надо предварительно отсмотреть тысячу. Одному человеку это не под силу: требуется время и экспертиза во многих областях. Для этого и нужна инфраструктура отбора, которая позволит собрать и просеять большое количество заявок, отобрать перспективные и суметь с ними договориться, заключить сделку.
Самый простой способ такую инфраструктуру получить — кооперироваться с другими ангелами. Во–первых, это уменьшит количество денег, необходимых для сделок, ведь компании на ранней стадии ищут по $100–200 тыс., а значит, для реализации успешной стратегии нужен $1 млн, а то и $2 млн. Участвуя в синдикате, инвестор уменьшает свои вложения в каждую отдельную сделку и снижает общее количество денег, необходимое для сбалансированного портфеля. Во–вторых, участники синдиката уменьшают стоимость привлечения, отбора и анализа проектов за счет разделения затрат. В–третьих, участники делятся опытом, и начинающие инвесторы могут пройти "школу жизни" в реальных сделках, а не на курсах инвесторов.
Полезно кооперироваться с акселераторами и инкубаторами: они, используя свою инфраструктуру отбора, могут улучшить качество "воронки проектов" (первоначально отобранных компаний. — Ред.) и сэкономить время и деньги инвестора. Соответственно, начинающему инвестору нужно ходить в те места, где отбираются и выращиваются пригодные для перспективных вложений проекты. Кроме того, лучше всего инвестировать в те проекты, которые работают в сфере интересов самого бизнес–ангела, — это поможет инвестору лучше разобраться в сути инновации и уменьшит его расходы на привлечение внешней экспертизы. Так инвестор привнесет в компанию дополнительную ценность — не только деньги, но и опыт, знания и связи, которыми обладает ветеран индустрии.
Автор - управляющий партнер венчурного фонда и стартап–акселератора iDealMachine