Руководитель дирекции по торговле валютами и товарными деривативами банков "Уралсиб" и "БФА" Константин Кирко о том, для чего нужно хеджирование валютного риска.
Что происходит, когда в бизнесе надеешься на авось? Если говорить о большинстве российских компаний, то здесь еще совсем недавно все выглядело примерно так. Когда на валютном рынке все более–менее стабильно, позиция собственника — ничего не делать. А когда гром уже грянул, начинаются судорожные попытки что–то предпринять: приглашаются специалисты по финансам, они приходят, хеджируют риски, но происходит это обычно тогда, когда тренд уже поменялся. Собственник видит, что теряет деньги, и увольняет набранных специалистов. Затем ситуация повторяется.
В последнее время на разных уровнях бизнеса все чаще возвращаются к вопросу: что будет c долларом и ставками? У всех на уме, что к концу года опять "рванет" и надо "подстелить соломку" уже сейчас, закупившись валютой или форвардными контрактами. Негативный эффект от ожидаемой волатильности сейчас даже сильнее, чем в начале года, когда волатильность была реальной. Когда есть тренд, неважно, рост это или падение, понятно, чего ожидать хотя бы в ближайшей перспективе. А когда на протяжении нескольких месяцев на графике "пила", то нервозность от неопределенности только возрастает. Как следствие, растет спрос компаний на инструменты управления валютными рисками.
Неопределенность на рынке сегодня обусловлена целым рядом факторов. С одной стороны, нельзя сказать, что валюта так и будет ходить в заданном диапазоне. С другой стороны, даже негативное изменение цены доллара на несколько рублей может снизить и без того сжавшуюся в кризис маржу. Аналитики расходятся во мнении о возможном понижении ставки на сентябрьском заседании ЦБ РФ. Бытует мнение, что рубль держат перед выборами в Госдуму. Эти и многие другие факторы, независимо от степени их влияния на волатильность рубля, создают неопределенность.
В текущих условиях не хочется, как страховой агент, играть на страхах и сгущать краски, чтобы продать страховку подороже. Но вопрос о том, нужно ли хеджировать валютный риск именно сейчас, когда колебания курсов минимальны, в принципе совершенно неуместен.
Попытка угадать благоприятный момент для хеджирования валютного риска всегда вызывает у меня удивление. Хеджирование — это не спекуляция. Если вы хотите спекулировать, нанимайте трейдеров. В таком случае можно в целом свернуть основную деятельность компании и заняться валютными спекуляциями. Если же стоит цель нивелировать негативные последствия изменения цены валюты, то нужно понимать, что это не принесет вашему бизнесу дополнительной прибыли. Хедж нужен для сохранения маржи на рублевом рынке при валютных расходах и при долгосрочном планировании поступлений и издержек.
При желании от валютного риска можно вообще не страховаться и закладывать в наценку такую маржу, которая покроет все возможные убытки. Но будет ли кто–то покупать товар в таком случае? Чтобы повысить свою привлекательность и конкурентоспособность, умейте грамотно оценивать риски и пользоваться инструментами, которые предлагает рынок.