В Михайловском замке проходит выставка "Остроумова–Лебедева — художник и коллекционер"

Арт–критик Станислав Савицкий - о выставке "Остроумова–Лебедева — художник и коллекционер".

Анна Остроумова–Лебедева дала бы фору многим знаменитым художникам эпохи модернизма. Виртуоз рисунка и ксилографии, экспериментатор и бунтарь, отказавшийся от академической карьеры и искавший себя в диалоге с постимпрессионистами, она прошла уникальный путь. Училась у маститых учителей — Владимира Матэ и Джеймса Уистлера. Впрочем, оба наставника не совладали со своенравной ученицей. Тоновой гравюре Матэ Остроумова–Лебедева противопоставила цветную ксилографию, построенную не на штрихе, но на линии. Уистлер расширил ее представления об искусстве, но даже в привитом ей американским художником увлечении японской гравюрой она сохраняла независимость от парижской сцены.
Вместе с мирискусниками художнице удалось уравнять в правах с живописью печатную графику. Сто лет спустя после баталий за самодостаточность гравюры выставка в ГРМ впечатляет не только мастерскими работами. Это графика, повествующая о своей эпохе. "Снасти" 1917 года запечатлели утопические грезы, царившие в революционном Петрограде. Здесь нет ни матросов с красными стягами, ни пламенных большевиков, однако угрюмый лес мощных мачт и тугих парусов фиксирует великие перемены отчетливее репортерского фото. Ксилография "Празднование 14 июля в Париже", удостоившаяся аплодисментов Александра Бенуа, уточняет отношение художницы к Октябрю.
Большевистские мечты ее не занимали, она верила в демократию, празднующую свободу и равенство. Хотя Остроумова–Лебедева — ключевая фигура советского искусства, идеологически она причастна к СССР разве что как патриот своей страны. На фото 1930–1950–х она похожа на королеву Елизавету в окружении поклонников из прекрасного советского далека.
Остроумова–Лебедева была очень петербургской художницей. С ее иллюстрациями изданы "Душа Петербурга" Анциферова и знаменитый путеводитель Курбатова. Она создала несколько эмблем города и завещала свои работы и потрясающую коллекцию японской гравюры и советской печатной графики Русскому музею. Всю блокаду она оставалась в Ленинграде. Этот город был для нее источником вдохновения и свободы, и она отплатила ему сторицей, воспев с умной простотой и изяществом его достоинство и провинциальное величие.