Александр Сологуб Все статьи автора
6 сентября 2016, 12:19 1989

Конкуренция заставляет компании браться за убыточные перевозки грузов

Логистические компании наращивают обороты, жертвуя маржой — конкуренция заставляет браться даже за убыточные перевозки грузов. Во втором полугодии спрос восстановится, надеются участники рынка.

Динамика грузооборота и финансовые результаты российских транспортных холдингов ярко характеризуют состояние экономики России — она достигла дна и там застряла. Цены на нефть падают второй год, страны Запада ввели в отношении РФ санкции, а Россия ответила им контрсанкциями, запретив ввозить на свою территорию продовольственные товары из Европы и Америки. Все это окончательно похоронило импорт. Его доля, достигавшая в лучшие времена 50% от совокупного грузооборота российских портов, сегодня сократилась до 4%.

"Роснефть" подлила мазута Петербургскому нефтяному терминалу

"Роснефть" подлила мазута Петербургскому нефтяному терминалу

1 7118
Александр Сологуб

Правительство России взяло курс на импортозамещение — наращивание внутреннего производства товаров–заменителей востребованной импортной продукции: компьютеров, бытовой техники, автомобилей, лекарств, продуктов питания. Предполагалось, что в перспективе года–двух производители удовлетворят внутренний спрос и начнут экспортировать свою продукцию за рубеж. Однако инвесторы не оправдали надежд политиков — инвестиции в основной капитал сокращаются. К решительным действиям бизнесменам мешают приступить неопределенность на внешних рынках, нестабильность цен на нефть и падение внутреннего спроса.

Грузооборот логистических компаний не падает лишь благодаря устойчивой добыче нефти, газа и угля и энергичному вывозу подешевевших энергоресурсов за границу. Таким образом, российская экономика не склонна меняться даже в экстремальных условиях. Но и темпы роста вывоза сырой нефти, нефтепродуктов — основы российского экспорта — сокращается. А с ними падает и маржа логистов.

Порты обсыхают

Из–за сокращения перевалки нефтепродуктов на 36% перевалка грузов в порту Санкт–Петербург в январе–июле 2016 года уменьшилась на 8% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 27,846 млн т, говорится в материалах ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря" (см. "Грузооборот портов СПб и ЛО"). Заметное снижение продемонстрировал металлолом, сообщили в стивидорной компании АО "Морской порт Санкт–Петербург": на 43,7%, до 415 тыс. т, — из–за падения объемов его закупки в странах–импортерах. А также минеральные удобрения, обрабатываемые навалом, — падение на 91%, до 28 тыс. т, — из–за перераспределения грузопотока в пользу специализированных терминалов России и стран Балтии.

Наибольшее снижение грузооборота ожидаемо продемонстрировали ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" (–36%) и ОАО "Петролеспорт" (–23%). В последней компании пояснили, что летом традиционно происходит падение грузооборота из–за сокращения перевалки импортных овощей и фруктов, так как на рынок поступает продукция российских фермеров. "Но с октября начинаются поставки марокканских фруктов", — добавляет эксперт в "Петролеспорте".

Пошли в ноль

Во многих случаях логистические компании демонстрируют положительную динамику оборота, но их прибыли стремятся к нулю, и никакое сокращение расходов не позволяет бизнесменам сдержать падение рентабельности. Так, транспортная группа FESCO заявила о снижении чистой прибыли по итогам первого полугодия 2016 года на 52%, до $17,8 млн. Выручка за тот же период сократилась только на 33%, до $257,9 млн. Другой пример: Globaltrans, один из крупнейших частных железнодорожных операторов, нарастил оборот за счет перевозки нефтяных грузов, но чистая прибыль компании сократилась по итогам полугодия на 13%, до 2,3 млрд рублей. АО "Морской порт Санкт–Петербург" тоже завил об увеличении выручки в первом полугодии на 4,9%, свыше 3 млрд рублей, и сокращении чистой прибыли на 6%, до 1 млрд рублей.

Первые последствия ужесточения правил грузоперевозок

Первые последствия ужесточения правил грузоперевозок

8052
Александр Сологуб, Ольга Мягченко, Наталья Ковтун

Лучшее ждет впереди

Логисты рассчитывают, что второе полугодие будет лучше первого. "Рынок транспортно–логистических услуг уже, надеемся, достиг пика кризиса, и далее все будет расти: и объемы, и прибыль. Себестоимость оказания услуг (обслуживание автопарка, предоставление отсрочек, валютные риски и т. п.) за последний год существенно выросла, чего нельзя сказать о тарифах. Рынок работает по ставкам трехлетней давности, некоторые тарифы даже снизились", — говорит заместитель генерального директора ГК "Балтика–Транс" Ирина Капитанова.

Руководитель департамента стратегического маркетинга ЗАО "Евросиб" Марат Хуснутдинов отмечает восстановление спроса в сегменте контейнерных перевозок, а также в экспорте химической продукции высокого передела, пиломатериалов, металлопродукции. "Растет экспорт удобрений, грузов лесной индустрии. Внутри страны растет спрос на перевозку строительных материалов, щебня", — говорит эксперт.

По мнению гендиректора Globaltrans Валерия Шпакова, несмотря на сложности в экономике, сектор грузовых железнодорожных перевозок насыпных грузов начал восстанавливаться.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама