Рецензия на фильм "Ночные стражи"

Обозреватель Андрей Архангельский, ознакомившись с фильмом "Ночные стражи" режиссера Эмилиса Веливиса, пришел к выводу, что даже вампиры бессильны что-то изменить в российском кинематографе.

Очередная попытка российского кино "показать Голливуду", "ответить по-нашему", при этом наследуя прямо или косвенно американским же образцам. Москва, наши дни: вампиры, оборотни, упыри и другие представители альтернативной жизни, нарушив давние договоренности, начинают воевать друг с другом, а потом и с людьми. На их усмирение поднимается специальный отдел. На шевроне у них буква "Н", что означает "по надзору за нечистью". Начальник отдела (Леонид Ярмольник) напоминает капитана Жеглова из фильма "Место встречи" (1979). Авторы фильма все время делают реверансы в сторону советского прошлого. Казалось бы, при чем тут вампиры, но и тут находится место для ностальгии. Например, герой строчит из специального пулемета под песню из кинофильма "Я шагаю по Москве". Чуть ранее он цитирует Николая Островского ("Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно…"), как будто открывает фундаментальную, но доселе неизвестную истину. Эта цитата из канонического советского романа "Как закалялась сталь" была в свое время так затаскана, что ее упоминание вызывало оскомину даже у самых преданных.
Советская речь — это ритуал, а ритуал предполагает повторение одного и того же по многу раз. Леонид Ярмольник когда-то, в конце 1980-х, воспринимался людьми как символ освобождения от этой ритуальности. В своих пантомимах он не произносил ни слова, но люди при этом хохотали, поскольку прекрасно понимали, что это какой-то "другой", человеческий, нормальный мир. Спустя 25 лет актер всерьез цитирует Николая Островского — это само по себе сюжет для какой-то трагикомедии.
Другой главный герой в исполнении Ивана Янковского — внука знаменитого актера и сына знаменитых родителей — в роли курьера смотрится вполне естественно, правда, слишком уж настаивает на своей принадлежности к социальным низам. Работа у него скучная, еда у него скучная, и жизнь у него — тоска, пока наконец он не встречает вампиров. Как сказал один кинокритик, целая свора нечисти понадобилась для того, чтобы простой курьер наконец-то смог поверить в себя. В нем также открываются особые способности, позволяющие видеть потусторонний мир.
Но самое важное — борьба с нечистью происходит не сама по себе, а под бдительным контролем государства (поскольку отряд по борьбе — часть госструктуры). Это тоже очень типично для российского фильма: что угодно фантастическое можно делать только с позволения государства.
Когда авторы таких фильмов надеются "победить Голливуд", они совершенно не учитывают один аспект. Кино становится культовым не благодаря бюджету или звездам, а когда в нем есть нечто неуловимое, какая-то магия. Как, откуда она берется? Рецептов нет — это такая вечная загадка искусства. Но для ее возникновения необходимо, чтобы в фильме было нечто неожиданное, смелое, нарушающее стереотипы. Для возникновения магии также необходим простор для зрительских интерпретаций и толкований, попросту говоря, свобода — героев, ситуаций, сюжета и т. д. Для этого внутренне свободны должны быть прежде всего сами создатели фильма — они не должны озираться по сторонам, думая о том, что понравится, а что не понравится продюсеру или государству. Российское кино в большинстве своем настолько сковано рамками обязательств (комплименты советскому, ритуальное поклонение государству), что даже вампиры бессильны что-либо изменить.