Корреспондент "ДП" Марина Васильева о том, как малому бизнесу сэкономить на рекламе.
Кризис тянется и тянется, и у малого бизнеса еще меньше денег на рекламу, чем обычно. Хотя и обычно–то, надо признать, немного. Тем временем стоимость клика в интернет-продвижении все выше, и самое время придумывать способы сэкономить. Самое очевидное — соцсети, где группы можно развивать самостоятельно вообще без вложений. Но есть и необычные варианты, и тут малые предприниматели могут учиться у крупных фирм.
Например, Илья Казарин, гендиректор рекламной группы "Успешные проекты", рассказывает о литературных чтениях, где рассказы звучат в исполнении телеведущих и актеров и тем самым привлекают внимание к месту, где проходят. О популярности проекта можно судить по тому, что рассказ "Томатный сок" в исполнении Данилы Козловского набрал 1,5 млн просмотров в Facebook. "Весной чтения впервые прошли в кафе в Петербурге, а недавно в поселке крупного застройщика со сцены читал Константин Хабенский", — рассказывает Илья Казарин. Дарья Верещагина, управляющая рестораном "ДОМ", рассказывает, что в этом году ресторан провел аукцион в поддержку центра "Антон тут рядом". Лоты предоставили актеры, художники, ювелиры и дизайнеры. Конечно, чтобы привлечь знаменитых чтецов, нужны либо деньги, либо связи. Но некоторые мероприятия того же плана не требуют затрат: например, один известный ресторанный холдинг периодически устраивает "вечера с тарологами" — приглашает в рестораны гадателей. Как бы мы ни относились к тарологам, их, в отличие от Константина Хабенского, полно в Интернете. Не требуют особых затрат и маркетинговые мини-акции. В студии Jubel, разработавшей приложение для ресторанов, вспомнили "День бородача" в кафе, когда каждый четверг тем, кто пришел с бородой и заказал пирог, сидр предлагали в подарок.
Кроме того, все дорогостоящие акции легко перенести в реалии обычной жизни. Например, тот же аукцион анонсировать в своей группе в соцсети, собрать лоты среди ваших же клиентов, а вырученные средства отправить на благотворительность. Встречи со знаменитостями могут превратиться в лекции ваших знакомых — так, владелец небольшой сети "Хороший чай" однажды устраивал в своем магазине семинар по психоанализу. В конце концов, пока вы думаете, кого бы пригласить, многие думают, где бы выступить. Посмотрите на свой ресторан или магазин не только как на точку продаж, но и как на площадку для мероприятий — для начинающих актеров, музыкантов и чтецов это ценный ресурс, а для вас — возможность привлечь аудиторию. Даже если ваш магазин вмещает не больше 10 человек за раз — можно устроить целую серию лекций или записать видеоролик для интересующихся.