‹‹Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения», — писал Антуан де Сент-Экзюпери. Сегодня потребность в этой роскоши особенно актуальна. Покупая квадратные метры, человек хочет приобрести нечто большее, — уверена заместитель председателя совета директоров Группы компаний «РосСтройИнвест» Нина Креславская.
— Нина Абрамовна, с чем рынок жилищного строительства подходит к очередному
профессиональному празднику?
— Петербургские застройщики в последние годы продвинулись в своем развитии — и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения повышения качества строительства. За это хочется всем коллегам сказать большое спасибо, особенно в День строителя! В целом тренд очень позитивный: сегодня многие девелоперы осознают, что будущее — не за количеством квадратных метров, а за качеством жизни будущих жильцов. Что нужно не просто построить дом, но и, образно говоря, посадить деревья и вырастить детей. Важно оставить после себя что-то, что будет востребовано еще долгие годы. Эту позицию разделяют сейчас многие застройщики.
— В чем конкретно это выражается?
— Во-первых, застройщики уходят от строительства однотипных серых коробок в чистом поле, уделяя все больше внимания архитектурной составляющей проектов, внутренней инфраструктуре и благоустройству территории комплексов. Это вполне логично, ведь чтобы люди захотели приобрести квартиры в жилом комплексе, застройщик должен обеспечить им эстетическую привлекательность и комфортные условия для проживания. «Мой дом — моя крепость» должен начинаться не с порога собственной квартиры, а уже с входа во двор. Мы отразили это в своей стратегии «Лучшее для каждого». Она предполагает, что самое необходимое, самое важное, самое лучшее становится доступным для обычного жителя нашего города, среднестатистического петербуржца.
— А во-вторых?
— В понятие комфортной и уютной среды обитания сегодня смело можно включать не только материальные блага, но и духовную и культурную составляющую. Выбирая место для жизни, потенциальный покупатель квартиры интересуется не только качеством дома и его расположением, но и социальной инфраструктурой, и будущими соседями. В последнее время наметилась негативная тенденция разобщенности людей. Соседи, годами живя в одном подъезде, даже не знают имен друг друга. Пожилые люди лишены элементарного общения и минимальной помощи (сходить в магазин, вывести на улицу), так как даже не знают, кто живет за стенкой. А ведь люди не должны жить разрозненно, сами по себе. Они должны иметь возможность общаться, тем более в наше непростое время. И многие застройщики стали предусматривать в своих жилых комплексах места и возможности для отдыха, занятий спортом, саморазвития.
— Ваша компания была в этом направлении, можно сказать, «застрельщиком»…
— Нашим первым проектом такого рода стал культурно-образовательный центр в жилом комплексе «Князь Александр Невский». Мы много сил потратили на то, чтобы он состоялся. И сейчас центр успешно работает. Созданы площадки, где есть возможность себя проявить: театральная студия, студии по робототехнике и информационным технологиям, изучению иностранных языков, обучению игре в шахматы и многое другое. Есть Музей Александра Невского, на базе которого проводятся экскурсии, обучение школьников музееведению, интерактивные мероприятия с реконструкторами.
Важно то, что в хорошие дела вовлечены жители дома. Это не просто развлекательные программы, это программы образовательные и культурные, и сами жители дома становятся их создателями и участниками.
Поэтому мы обязательно будем развивать нашу работу по культурно-образовательным центрам. Аналогичные центры появятся во всех крупных комплексах ГК «РосСтройИнвест». При этом каждый следующий наш проект имеет свое собственное, новое, отличное от других наполнение. Так, центр в ЖК «Князь Александр Невский» посвящен истории и культуре Древней Руси, в ЖК «Петр Великий и Екатерина Великая» — великим императору и императрице, а ЖК «Город Мастеров» — Петербургу, потому что наш город — это настоящий город мастеров.
— На какую аудиторию рассчитаны центры?
— В наших культурно-образовательных центрах занятие по душе найдут как малыши и подростки, так и взрослые и пожилые люди. В первую очередь, мы уделяем внимание детям и пенсионерам, так как именно эти люди больше всего нуждаются в заботе и поддержке. Для того чтобы строить будущее города и страны, нужно заниматься образованием детей, их культурным и патриотическим воспитанием. Но это одними словами не делается. Основополагающие элементы культуры — взаимопомощь, доброта, умение заботиться не только о себе — передаются только практическими делами. Важнейший момент общения в наших центрах заключается в том, что старшие и младшие передают друг другу свои знания, навыки, получают взаимное признание. Если хотите, так решается известный вопрос об отцах и детях — восстанавливается связь поколений. В жизнь двора постепенно вовлекаются и жильцы среднего возраста: азарт, желание общаться и развиваться передается от детей к родителям. Взрослых, которых бывает сложно заинтересовать чем-то нематериальным, вдохновляет успех детей, и уже они сами готовы делиться знаниями и дарить радость окружающим.
— Еще одной тенденцией стало строительство храмов…
— Да, духовная составляющая очень важна для потенциальных покупателей квартир. И мы не единственные, кто ведет такую работу: застройщики сейчас активно поддерживают строительство, реконструкцию, восстановление храмов. Кто-то помогает по велению души, кто-то понимает, что это необходимо, кто-то старается использовать подобные ситуации для собственного пиара. Но в любом случае все эти варианты помогают возрождать веру, дух нашей страны.
Вся история России строилась на православной вере. Православие всегда было культурной и нравственной основой жизни нашей страны. Когда вера была потеряна, мы остались без основы, без стержня. Ни поднятие экономики, ни военная мощь, ничто не поможет, если не будет веры в людях. Храм — это путь к богу, а вместе с богом человек сможет преодолеть любые трудности. Мы стараемся вносить посильный вклад в возрождение веры. Причем не только в наших проектах: мы участвовали в возведении Храма Иконы Тихвинской Божьей матери в Калининском районе.
— В понятие общения Вы вкладываете и общение покупателя с застройщиком?
— У каждой компании сегодня налажена обратная связь с покупателями — на сайтах компаний, жилых комплексов, в социальных сетях человек получает исчерпывающую информацию по любому вопросу.
Мы присутствуем в социальных сетях — и не только в крупных сетях общего характера, но и в тех форумах, которые создают наши покупатели — жители комплексов, которые мы построили. И мы благодарны всем, кто нам подсказывает, где надо что-то подправить, как надо сделать, — зачастую бывают очень дельные, правильные советы и обоснованные требования. Когда мы общаемся с нашими покупателями, дольщиками, жильцами — мы лучше понимаем их вкусы и потребности. Ведь это наша главная задача — чтобы им приятно и комфортно было жить в наших домах.
Очень часто эти площадки становятся местом для общения дольщиков, которые начинают знакомиться друг с другом, обсуждать самые разные вопросы, которые к строительству отношения могут не иметь вовсе. Это чисто российская черта — людям необходимо эмоционально-культурное общение, которое сближает их с застройщиком и друг с другом. Мы стараемся дружить с нашими клиентами.