Продажи бытовой техники стали впервые расти с памятного декабря 2014 года

Автор фото: Коньков Сергей

Продажи бытовой техники продемонстрировали рост впервые за последние 1,5 года. В первом полугодии рост составил 10,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Покупатели смирились с новыми ценами, констатируют торговцы.

Рынок бытовой техники и электроники в этом году начал восстанавливаться. Продажи в первом полугодии 2016 года в России выросли на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, подсчитали специалисты GFK. Рынок растет впервые с декабря 2014 года, когда покупатели в ажиотаже, вызванном обвалом рубля, пытались спасти деньги, потратив их на технику и электронику. "Конечно, после шокового периода роста цен и паники, заставившей покупателей в буквальном смысле обменять все деньги на товар, был период падения спроса, однако затем ситуация выровнялась", — говорит Леонид Довладбегян, первый заместитель генерального директора "220 Вольт".
Тем не менее радоваться ретейлеры не спешат, прекрасно понимая, что оптимистичным показателям обязаны печальному началу 2015 года. Как обращает внимание Олег Пчельников, коммерческий директор компании "Юлмарт", положительные показатели рынка в первом полугодии 2016 года связаны с низкой базой прошлого года, и, например, в штуках они гораздо скромнее результатов первого полугодия 2014 года.

Привыкли к ценам

Основная причина возвращения покупателей в магазины бытовой техники и электроники, по мнению опрошенных торговцев, в том, что покупатели наконец привыкли к возросшим ценам и более не ждут их снижения.
Первое полугодие 2016 года ознаменовалось наибольшим ростом продаж в "М.видео" за последние 3 года — на 19%, что может говорить не только о стабилизации спроса на рынке, но и об адаптации покупателей к нынешним ценам на технику, отмечают в компании.
Наибольший рост в компании "М.видео" отмечают в категории телеком — на 189% в первом полугодии, а также в сегменте крупной бытовой техники — почти на 55%, в частности, на телевизоры петербуржцы потратили на 27% больше, чем в первом полугодии 2015 года.
К росту числа проданных холодильников и телевизоров приводит и отложенный спрос — после более чем годового воздержания от покупок жители города наконец решаются на приобретение бытовой техники.
"В штуках прошлый год закрылся с одним из худших результатов за последние 5 лет, так что у покупателей назрела острая потребность в обновлении техники, плюс повлияла и ценовая политика производителей — в первом полугодии цены на технику стали меньше, чем в середине 2015 года, особенно на технику, произведенную внутри страны", — говорит Олег Пчельников. Если рубль будет стабилен, повышать цены никто из сетей не станет, говорят ретейлеры.

Покупают все, кроме фотоаппаратов

По данным GFK, улучшили свои результаты по сравнению с 2015 годом все сегменты, за исключением фототехники. Ее оборот в первом полугодии сократился на 23%. "Падение этой категории происходит на всем рынке и связано с повышением качества фотокамер, встроенных в смартфоны", — поясняет Алексей Банников, генеральный директор компании "Фотосклад.ру". Одновременно указывает, что продажи "Фотосклада" в первом полугодии выросли на 8%, в том числе за счет захвата доли компаний, которые уходят с рынка.
Минимальный рост, по наблюдениям ретейлеров, сейчас идет среди гаджетов ("умные часы", фитнес–браслеты) и мультиварок. По данным GFK, не самый быстрый рост продемонстрировали категории аудио–, видео– и компьютерной техники — лишь на 3,4 и 3% соответственно.
А вот электроинструменты, продажи которых в рублях остановились, но в количестве не упали, поддержал, как ни странно, сам кризис. "Наши клиенты стали экономить на услугах, стремясь делать ремонт самостоятельно, а также на отпуске, проводя его на дачах", — говорит Леонид Довладбегян.

Благодаря Интернету

Наиболее впечатляющими были продажи техники через Интернет. По данным торговой сети "М.видео", интернет–продажи бытовой техники и электроники в первом полугодии 2016 года выросли в России на 34%, тогда как офлайновые — на 19% по сравнению с первым полугодием 2015 года. Причем в Петербурге продажи росли практически в 2 раза быстрее — на 57% в Интернете и на 40% в офлайновых магазинах.
В интернет–магазине "220 Вольт" благодаря расширению интернет–магазина, росту его узнаваемости продажи товаров для ремонта и дачи в количественном выражении за первое полугодие по сравнению с аналогичным периодом 2015 года выросли на 15%.
А вот оборот " Юлмарта " по итогам первого полугодия сократился на 1,6%, до 20,7 млрд рублей, отчасти из–за положительной динамики в сопоставимый период 2015 года, когда компания росла на 27% на фоне падающего рынка.