Какую зарплату государство должно назначать учителям

Экономист Дмитрий Прокофьев о том, какую зарплату государство должно назначить педагогу в сравнении с другими своими служащими.

Развернувшаяся недавно дискуссия о цене, уплачиваемой за труд учителя, и вопрос о том, какую зарплату государство должно назначить педагогу в сравнении с другими своими служащими, есть отличные поводы для знакомства с экономикой рынка труда.
Начать это знакомство следует с понятия альтернативной стоимости. Поскольку ресурсы общества (и каждого человека) ограничены, каждому из нас (и обществу в целом) постоянно приходится делать выбор. Выбирать означает отказываться от какого–либо варианта действий в пользу другого. Альтернативные издержки — нечто, чем приходиться пожертвовать, чтобы получить желаемое.
Теорию альтернативных издержек в ее практическом применении объясняет старый анекдот. "Папа, водка подорожала! Теперь ты будешь меньше пить? — Нет, сынок, это ты теперь будешь меньше есть!"
Рядом с теорией альтернативных издержек шагает теория выявленных предпочтений. Она помогает разобраться в истинных мотивах людей, принимающих решения, прочесть их мысли, которые они пытаются замаскировать болтовней. Не надо обращать внимания ни на какие слова, говорит теория выявленных предпочтений, значение имеют только действия, связанные с реальными издержками, говоря проще — покупки. Как учит восточная поговорка, если бы крик имел цену, то самым дорогим животным был бы осел. Человек может призывать "покупать отечественное". Но если при этом он сам ездит на немецком автомобиле, носит итальянский костюм и пользуется американским гаджетом, то цена его призывов невелика. Когда злой клоун кривляется на телеэкране, проклиная какую–нибудь страну, а после окончания шоу спешит в аэропорт, чтобы отправиться в эту же страну на отдых, то все его проклятия можно умножать на ноль.
Обе теории хорошо применимы и к рынку интеллектуального труда. Людям все больше приходится трудиться головой, но работу мысли сложно оценить, прежде чем она даст результат. Сплошь и рядом служащие, выполняя обязанности, требующие сходной квалификации, трудятся с разной эффективностью. Получая, тем не менее, одинаковую зарплату.
Это выглядит несправедливым, но теория альтернативной стоимости подскажет нам, что денежное вознаграждение людей, занятых в непроизводительных отраслях, является не столько платой за работу, сколько компенсацией за отказ от других занятий. С этой точки зрения заработная плата любого государственного служащего, учителя, полицейского, пожарного, солдата не является платой за произведенный продукт, а представляет собой сумму, ради которой кандидат на должность готов отказаться от альтернативных возможностей заработка.
Какой же будет в этом случае сумма справедливой компенсации? Именно такой, за которую потенциальные работники соглашаются трудиться, скажет теория выявленных предпочтений. На словах человек может выражать недовольство назначенным вознаграждением. Но если он согласился за него работать, это означает, что другого применения своим талантам он не нашел или не рискнул искать. А для государства ценность той или иной деятельности выражается суммой, которая выделяется на ее оплату. Чем большими выглядят риски отсутствия кандидатов на те или иные должности, тем больших денег они могут требовать от нанимателя. Здесь, правда, возникает проблема, на которую обратили внимание американские экономисты полвека назад. Если плата за труд в определенной отрасли или на определенных должностях будет заметно выше, чем в других сферах деятельности, требующих аналогичной квалификации, то очень быстро мы увидим переток в эти отрасли трудовых ресурсов. Причем эти трудовые ресурсы окажутся более высокого качества, чем те, которые останутся на прежних рабочих местах.
Но если все таланты в обществе будут стремиться стать чиновниками, а не, к примеру, инженерами, то никакого технологического прогресса мы не дождемся. Точно так же, как если все школяры вдруг захотят быть инженерами или офицерами, в перспективе такая страна окажется без квалифицированных бюрократов или без хороших учителей, что также снизит качество системы управления и образования и затормозит экономический рост.
Назначая уровень вознаграждения своим служащим и регулируя границы для их обогащения, власть создает систему стимулов для сограждан, отражающую свои действительные, а не декларируемые приоритеты. И, как заметил еще 500 лет назад кардинал Ришелье, "нужные государству солдаты лучше воспитываются в грубости невежества, чем в изяществах науки".