Рецензия на фильм "Капитан Фантастик"

Автор фото: kinopoisk

Журналист Андрей Архангельский о фильме "Капитан Фантастик" режиссера Мэтта Росса.

Отец (Вигго Мортенсен) проживает вместе со своими шестью детьми вдали от цивилизации — буквально в лесу, в условиях, которые у нас принято назвать спартанскими. Герой не то чтобы богат, но и не беден: у него есть дом и старый автобус в личном пользовании (плюс богатые родственники жены). Стало быть, это затворничество и отказ от соблазнов — сознательный выбор. Кроме того, дети регулярно вынуждены по утрам отжиматься, бегать и лазить по скалам. Когда один из них срывается и повисает на страховочном тросе, отец говорит ему тихим, спокойным голосом: "Никто тебе не может помочь. Ты должен надеяться только на себя. Давай, попробуй уцепиться за край скалы". В этом есть что–то нечеловеческое, конечно, но, несмотря на утрированность, поверить в такое совсем нетрудно.
Родители любят реализовывать свои мечты, так сказать, на живых детях, и тут все зависит от воображения родителей. Герой этой психологической драмы воспитывает детей по "Государству" Платона — сочетая занятия философией и физические упражнения. Нетрудно догадаться, откуда родом эта мечта. Поколение хиппи (отцу как раз лет пятьдесят), плюс идеи антиглобализма, плюс гуманитарное образование. Плюс, конечно, собственный жизненный тупик, но об этом мы можем только догадываться. Причем такая закалка дает практические плоды: его дети 8-10 лет шпарят наизусть американскую конституцию со всеми поправками, цитируют абзацами философов, размышляют на темы, до которых их сверстникам, вероятно, не дойти никогда.
Но в результате все равно получаются не дети, а монстры. Почему?
Потому что любое подчинение человека идее означает насилие над человеком. Любой отказ от человеческих слабостей означает отказ от человеческого. И тут получается интересный вывод. Отказ от модной одежды, от вредной еды, от кроссовок, от телефонов и гаджетов — то есть от всего того, что для глобалиста является унификацией, — получается, на деле есть отказ от самой жизни, как и от свободы.
Авторы фильма все время возвращаются к этому пункту: цивилизация ужасна, она загоняет человека в кубики и квадратики, она лишает его ума, она приучает его тратить деньги — это понятно.
Цивилизация ужасна? Окей. Но отказ от цивилизации также выглядит варварством, а иногда и попросту нарушением морали. Семья, вынужденная на время отправиться в город, осуществляет коллективный набег на супермаркет: в воровстве участвуют все дети, от мала до велика.
А как же Платон, возникает тут резонный вопрос. А как же идеалы и ценности? Или ради высокой идеи "можно"?
При этом авторы ничуть не пытаются высмеять героя. Нет, говорят они, в нем много хорошего. И дети у него хорошие. Но все равно получается что–то не то.
Американское кино не было бы собой, если бы его герои кое-чему не научились к концу фильма. Отец-диктатор идет на некоторые уступки обществу (в частности, отправляет детей в школу), становится несколько добрее и терпимее к их слабостям. За время поездки жизнь преподнесла ему некоторые уроки, которые, даже будучи атеистом, невозможно истолковать иначе как сигнал свыше: ты неправильно живешь.
Этот фильм полезно смотреть любителям разных утопий, особенно советской, фанатов которой у нас развелось в последнее время множество, а также любителям рассуждать о несправедливости капитализма.
Как говорится, это фильм для вас.