Предвыборная спецоперация

В рамках расследования "дела об откатах" в Петербурге задержали главу местного управления Спецстроя.

Сотрудники полиции задержали начальника ФГУП "Главное управление специального строительства №3 при Спецстрое РФ" (ГУССТ № 3) Александра Шашкина. Военного чиновника, судя по всему, подозревают в причастности к получению "откатов" от подрядчиков ведомства. Это пятое уголовное дело в отношении должностных лиц данного предприятия за последние полгода. По версии следствия, задержанные чиновники получили более 60 млн рублей. Но в эффективность "чистки рядов" структуры Минобороны участники рынка не верят и называют аресты "предвыборными посадками".

Звено в цепи

Задержание Александра Шашкина состоялось в четверг в аэропорту Пулково. Это пятый эпизод с задержанием сотрудника ГУССТ № 3 по так называемому делу об откатах. В мае Следственный комитет задержал четырех должностных лиц ГУССТ № 3, связанных с поставками оборудования и закупками. В их числе советник Александра Шашкина — Алексей Калябин, который возглавлял конкурсную комиссию предприятия.
В пресс–службах ГУССТ № 3 и Спецстроя РФ на запросы "ДП" о ситуации с задержанием чиновника не ответили. Но источник "ДП" из числа бывших подчиненных задержанного сообщил, что "этого человека, похоже, интересовали только деньги, а не работа". "Он лично никогда не был на половине объектов, которые строились под его руководством", — полагает источник.
Другой собеседник "ДП" — Артур Данчаров, владелец ООО "Спецстрой" (компания не имеет отношения к структурам Спецстроя, но раньше работала с ним, а сейчас является активным участником конкурсов на госзаказ), считает, что причиной расследования ситуации в ГУССТ № 3 мог стать банальный конфликт компании с подрядчиками.
"Субподрядчики обычно выполняют работы за счет своих или кредитных средств, возможно, они потеряли надежду получить свои деньги и решили сдать и заказчика, и подрядчиков", — рассуждает Артур Данчаров, подчеркивая, что "у нас в стране все "распилено" на несколько лет вперед, но всегда есть возможность создать видимость борьбы с жуликами".

Системный кризис

Спецстрой России — это крупнейшая госорганизация в области специального строительства в РФ. Ее заказчиками являются Минобороны России, "Роскосмос" и "Росатом". Самый крупный текущий проект компании — строительство космодрома Восточный стоимостью около 300 млрд рублей. Годовой оборот Спецстроя превышает 130 млрд рублей. А общий портфель госзаказов — более 1 трлн рублей (данные отчетности за 2014 год).
На Северо–Западе Спецстрой в лице ГУССТ № 3 ведет работы в 11 субъектах РФ. Портфель Спецстроя в СЗФО по итогам 2014 года составил 11 млрд рублей. Самый крупный объект, к которому компания приложила руку, — это строительство ЛАЭС–2 в Сосновом Бору. Спецстрой в 2012–2013 годах был генподрядчиком этой стройки, первая очередь которой стоит 200 млрд рублей. Но потерял контракт, после того как Григорий Нагинский, в то время руководивший Спецстроем, покинул пост в Минобороны.
Сейчас ГУССТ № 3 является генподрядчиком строительства объектов инфраструктуры и военных городков на Северо–Западе, строит Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске и Государственный испытательный космодром в Архангельской области. "События в Спецстрое — это борьба с коррупцией в действии. Вернее, видимость этой борьбы. Ведь то, в каких условиях существует Спецстрой, — это может быть идеальной средой для злоупотреблений: мы ничего не знаем о его финансировании, мало что знаем о проектах", — говорит военный эксперт Александр Гольц. "Предвыборные посадки", которые мы наблюдаем, по мнению эксперта, никак эту ситуацию не изменят. "Спецстрою нужны серьезные системные реформы", — говорит эксперт.

После трагедии

В этом году федеральные власти запустили программу реорганизации работы Спецстроя. Ожидается, что до конца года общее число предприятий Спецстроя сократится более чем в 2 раза, а численность персонала — на 2 тыс. человек. При этом Спецстрой лишится проектов, не связанных с военной тайной. А это, по оценке, около 30–50% нынешнего портфеля компании объемом более 1 трлн рублей. Одной из причин решения о реорганизации стало расследование прошлогодней трагедии на территории 242–го учебного центра ВДВ в Омской области, где обрушилась казарма и погибли 18 военнослужащих. По итогам расследования выяснилось, что обвалившееся здание ремонтировали структуры Спецстроя по заказу Минобороны. На работы в рамках двух госконтрактов было выделено более 4 млрд рублей. Но Спецстрой несколько раз по цепочке передавал контракты разным подрядчикам. И на каждом этапе сумма выделенных средств, по всей видимости, уменьшалась за счет отчислений генподрядчику.