Журналист Ольга Комок про новый сезон театра "Мастерская".
Театр "Мастерская" по традиции открыл сезон в самую глухую пору, в августе. Ход не самый очевидный: турист, даже отечественный, до Народной улицы едва ли доберется. Зато местная публика, не обремененная дачами и отпусками, благодарна. Тем более что с 2012 года, когда "Мастерская" поселилась в бывших помещениях театра "Буфф", народная тропа сюда протоптана широкая: не так много у нас хорошего психологического театра, и труппу Григория Козлова в Петербурге ценят на удивление единодушно и зрители, и профессиональные критики.
В прошлом году "Мастерская" выдала шесть премьер. Ими и будет козырять в начале нового, седьмого в своей жизни сезона. Впрочем, начали с проверенных спектаклей, составивших основу репертуара: театр открыл двери "Двумя вечерами в веселом доме" (Григорий Козлов поставил спектакль о женском достоинстве проституток, вольно переработав "Яму" Куприна еще в 2011 году). В ближайшем будущем — канонический "Старший сын" Вампилова, родившийся еще в 2010–м (пойдет 6 августа), и столь же судьбоносный для театра Козлова "Идиот" (28 августа). Другой крупный "достоевский" проект театра — спектакль 2015 года "Братья Карамазовы" (7 августа). Прошлогодняя фантасмагория "Иван и черт" по одной из не вошедших в основную инсценировку глав романа (поставленная уже не самим Григорием Козловым, а его учеником Андреем Горбатым) будет идти на малой сцене 25 августа.
В близком будущем следует ожидать уже легендарную восьмичасовую сагу "Тихий Дон" (13 и 14 августа), тогда как ее "зеркало", вторую часть дилогии о Гражданской войне "Дни Турбиных", можно будет увидеть только 16 сентября. Кстати, о Булгакове. "Записки юного врача" по ранним рассказам писателя Григорий Козлов поставил для Максима Блинова — моноспектакль выпустили на малой сцене только в апреле, так что нынешние показы законно значатся премьерными, и пропускать их очевидцы не рекомендуют (12 и 21 августа). Экспертный совет премии "Золотой софит" уже наградил Максима Блинова спецпризом, видимо, не только за артистическое мастерство, но и за трактовку роли — его врач–интеллигент не гибнет в отчаянии, а мужественно борется за здравый смысл (и собственный рассудок) в безнадежной деревенской глуши. "Софит" присмотрелся и к другим премьерам театра — на премию номинированы Александра Мареева за роль Саши в спектакле "Письмовник" (2 сентября) и Илья Борисов за роли второго плана в спектакле "Любовь и Ленин". Оба поставлены в прошлом сезоне учениками Козлова — соответственно Наталией Лапиной и Романом Габриа.
Упор на воспитание учеников Григорий Козлов делает и в нынешнем сезоне. Сам слишком занят постановкой мольеровского "Тартюфа", которую следует ждать уже осенью (дата премьеры пока не назначена, точно известен только исполнитель заглавной роли — артист "Мастерской" Максим Студеновский), да еще вампиловской "Утиной охотой", над которой работает не первый год.
Екатерина Гороховская снова выступит не только как актриса, но и как режиссер — тема любовной переписки из "Письмовника" будет продолжена с помощью подзабытой пьесы Альберта Гурнея "Любовные письма". В любовных излияниях, исповедях, размышлениях, подозрениях и сомнениях режиссер обещает искоренить всякую сентиментальность. Насколько это осуществимо на практике — увидим на премьере.
В режиссеры выходит еще один артист "Мастерской" — Максим Фомин. Его недавние прогулки по Финляндскому вокзалу в паратеатральной постановке "Разговоров беженцев" Бертольда Брехта (в рамках фестиваля "Точка доступа") заставляют думать, что режиссерская ноша ему по плечу. И "Чайка", аранжированная на четверых, может стать не ученическим эссе, а новым театральным словом — по крайней мере для стен самой "Мастерской". И только одна грядущая премьера вызывает смутные опасения: актер и режиссер Театра на Фонтанке Михаил Черняк репетирует с артистами "Мастерской" притчу Ситиро Фукадзавы "Сказ о горе Нараяма" — о стариках, которых сыновья относят умирать на священную гору. К чему бы это — задумается иной театрал, сведущий в петербургском ландшафте. Ответить, кажется, можно лишь словами классика: "Тут мы теряемся и не знаем, что сказать".