Главный поставщик военной формы похудел вместе с оборонзаказом

Автор фото: "Коммерсантъ"

Крупнейший холдинг легкой промышленности в России, принадлежащий миллиардеру Таймуразу Боллоеву — БТК — сократил выручку на 40%. Основной поставщик обмундирования для российской армии пострадал из-за уменьшения объемов оборонзаказа.

Одно из предприятий группы БТК, принадлежащей петербургскому миллиардеру Таймуразу Боллоеву, — АО "БТК групп" в 2015 году потеряло 40% от оборота. Судя по данным СПАРК, выручка предприятия сократилась с 29,6 млрд рублей в 2014 году до 17,6 млрд рублей в 2015 году. Чистая прибыль компании уменьшилась на 1 млрд рублей, до 1,6 млрд рублей в 2015 году.
На протяжении последних 5 лет оборот холдинга только рос, причем в последние годы рекордными темпами, позволив БТК занять позиции безусловного лидера легкой промышленности не только в Северо-Западном регионе, но и по всей России. Основная причина такого роста была в многолетнем сотрудничестве с Минобороны, для которого БТК отшивал форму. Соответственно, изменения в выручке связаны в большей степени с выполнением гособоронзаказа, подтвердили в компании. "После принятия решения о переходе на новое обмундирование в 2013 году необходимо было изготовить большой объем военной формы нового образца", — говорит представитель БТК. После того как форма была отшита, произошел естественный спад заказов.
В своем интервью " ДП " в конце прошлого года Таймураз Боллоев рассказывал, что обмундирование, которое БТК разработал и поставляет в Вооруженные силы, по предварительному расчету, должно было использоваться 3 года, но практика показала, что оно служит 4 и даже 5 лет. "В связи с этим у Минобороны уже не было необходимости заказывать те объемы, которые планировались на 2015-2016 годы", — говорил Таймураз Боллоев.
"Предпосылки для снижения оборота группы есть. Напомню, что в 2014 году до сентября 2016-го был продлен контракт с "БТК групп" в качестве ключевого поставщика новой формы и всего вещевого имущества для ВС РФ. Возможно, динамика выручки связана с особенностями исполнения контракта или финансирования контракта", — говорит Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ГК "Финам". По его оценкам, объем продаж спецодежды в России в прошлом году вырос на 3% и в натуральном выражении составил 120 млн штук. Рост обеспечил сегмент госзакупок (27% рынка в натуральном выражении), без него бы рынок стагнировал. В денежном выражении объем российского рынка спецодежды составил 180 млрд рублей.
Сейчас БТК входит в перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. В 2015 году АО "БТК групп" участвовал в 65 конкурсах и заключил 14 контрактов на сумму 182,3 млн рублей. Среди клиентов "БТК групп" "Аэрофлот", авиакомпания "Россия", РЖД, "Газпром газораспределение", "Евраз", "Роснефть", Министерство внутренних дел РФ, Следственный комитет РФ и другие. 
В 2016 году группа компаний "БТК" ожидает роста выручки. "Это связано с несколькими факторами: ростом поставок для коммерческих и государственных структур, а также запуском новых фабрик и наращиванием выпуска продукции за счет проведения модернизации предприятий", — говорит представитель компании. Увеличивается объем производства для российских ретейлеров, которые все больше отдают предпочтения заказу в России, отмечает он.
Тем не менее положение БТК в будущем по-прежнему будет сильно зависеть от реализации контрактов с государством и состояния дефицита бюджета, говорит Тимур Нигматуллин. Таймураз Боллоев говорил о том, что с середины 2015 года в группе компаний начался процесс постепенного перехода к дивизиональной структуре: "Заказы Минобороны составляли больше половины оборота ГК "БТК", чтобы не было такой концентрации, было принято решение о переходе к дивизиональной структуре. Мы хотим разделить риски и диверсифицировать портфель заказов, потому что иначе любое изменение может стать для бизнеса фатальным".
Даже несмотря на текущее снижение оборота, БТК сохраняет за собой позиции лидера. Так, для сравнения, ОАО "Глория джинс" в 2015 году заработало 6,7 млрд рублей (против 10 млрд рублей годом ранее), а АО "Мэлон фэшн груп" — 12,3 млрд рублей (против 11 млрд рублей в 2014 году). Холдинг насчитывает 13 предприятий по производству пряжи, ткани, трикотажного полотна, обуви и готовой одежды регионах России и Республике Беларусь.