Как Смольный взял под контроль рынок небольших госзакупок объемом 30 млрд рублей

Автор фото: Антон Ваганов

"ДП" провел расследование о том, как комитет по госзаказу отбился от проверки прокуратуры и защитил свое право контролировать небольшие закупки до 40 млн рублей, — всего более чем на 30 млрд рублей в год.

Небольшие закупки за счет бюджета стоимостью до 40 млн рублей оказались под тотальным контролем Смольного. При этом десяток законов и постановлений указывают на обратное — на то, что такой тотальный контроль не требуется. Достаточно согласовать предмет закупки и месяц, когда ее объявят, — и всё. Иначе это увеличивает бюрократию и, главное, риск коррупции. И возникают ситуации, при которых небольшому детскому садику на окраине Петербурга, например, нужно согласовать приобретение продуктов с крупным чиновником, далеким от проблем этого садика.
В ходе расследования о распределении таких заказов "ДП" обнаружил, что в итоге речь идет о крупной сумме — более 30 млрд рублей в год. Оказалось, что фактом контроля над этим рынком уже интересовалась прокуратура Петербурга. Но от проверки чиновники отбились. После нее были внесены "косметические" правки в законы, а также уволилось несколько сотрудников. Ну а система в целом продолжила работать по-прежнему.

С нарушением

Весной этого года в прокуратуру Петербурга поступила жалоба на то, как комитет по госзаказу согласовывает небольшие контракты. В ней говорилось, что заказчиков работ заставляют согласовывать все детали закупки: цену, сроки, техзадание, результаты выбора подрядчика и прочее, — с распорядителем денег.
Поясним: заказчиками на такие небольшие суммы, как правило, выступают бюджетные учреждения, например школы, больницы, поликлиники, детские садики, а также различные госпредприятия. Распорядители денег для них — это комитеты Смольного или районные администрации.
Изучив жалобу, прокуратура направила главе комитета по госзаказу Дмитрию Сачкову письмо. В нем главе комитета сообщили, что грядет масштабная проверка, связанная с этими самыми согласованиями. Чиновника попросили подготовить внушительный список документов.  

Куда идут деньги

Стоит пояснить, что распределение бюджетных денег в Петербурге происходит через автоматизированную информационную систему (АИС) — это сервис, который работает на сайте комитета по госзаказу. Заказчики загружают туда документы конкурсов. И только из АИС информация попадает на общеизвестный сайт zakupki.gov.ru, где подрядчики изучают информацию, чтобы решить, претендовать на заказ или нет.
За обслуживание АИС отвечает СПб ГБУ "Информационно-методический центр", которое подведомственно, собственно, комитету по госзаказу. На работу учреждения ежегодно выделяют около 130 млн рублей из бюджета города.
Эта система сформировалась в 2003 году при комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Спустя 10 лет комитет был расформирован. В 2013 году появился комитет по госзаказу в его нынешнем виде. Одновременно комитет по информатизации и связи выделил 23 млн рублей на модернизацию АИС. В этот момент и была прописана функция обязательного полного согласования. Она была четко сформулирована в техзадании на работы за 23 млн рублей, а техзадание — согласовано на всех уровнях петербургской власти.  
Схема распределения небольших закупок

Ничего страшного

В комитете по госзаказу ничего плохого в согласованиях деталей конкурсов не видят. Объясняя юридическую сторону вопроса, чиновники сослались на постановление правительства Петербурга. Правда, постановление, о котором они говорили, от 2005 года, то есть появилось еще до действующего закона №44-ФЗ о госзакупках. Да и речь в том постановлении идет лишь о том, что именно будут закупать, в каком месяце, а не о деталях, которые влияют на результат конкурса, — об извещении и контракте.   
После проверки прокуратуры, в июне, комитет также внес изменения в некоторые документы. Видимо, это была юридическая необходимость.
Впрочем, система "АИС" продолжила работать в целом по прежней схеме.
Также в комитете по госзаказу сообщили "ДП", что "прокуратура не выявила нарушений действующего законодательства в сфере контрактной системы". Действительно, в итоговом представлении прокуратуры о согласованиях ни слова.
Там речь идет уже лишь о том, что Информационно-методический центр не исполнил свой бюджет в 2015 году на 13,4 млн рублей из почти 114 млн рублей, которые были ему выделены. Также говорится, что 17 сотрудников учреждения получили премии на 6,3 млн рублей "без обоснования их личного вклада в работу" и что учреждение арендовало помещения 776 м2 на ул. Васи Алексеева под свой офис у ООО "Петромобиль-Строй", но договор аренды оформило с нарушениями. В общем, по сравнению с первоначальной проблемой о контроле над масштабным рынком — мелочи. В предписании указали и виновных сотрудников.

Кто-то должен уйти

Как "ДП" рассказали источники в комитете по госзаказу, после завершения прокурорской проверки глава комитета вызвал в кабинет двоих сотрудников — своего советника Ивана Лобацкого и начальника управления методологического сопровождения Дмитрия Ренева. Их имена в том числе и указаны выше в предписании.
"Им было сказано, что щекотливая ситуация урегулирована, но уволить кого-то в любом случае нужно. Обоим посоветовали написать заявление на увольнение по собственному желанию, чтобы не пришлось уходить по статье, ведь для чиновника статья равносильна черной метке. Ну они и написали заявления по собственному желанию", — сказал собеседник "ДП" в комитете.
В пресс-службе комитета подтвердили, что сотрудники в комитете больше не работают, но заявили, что увольнение было их собственным решением, вообще никак не связанным с проверкой. Связаться с уволившимися сотрудниками "ДП" не удалось.
Также, по данным "ДП", уволиться предложили и остальным перечисленным выше сотрудникам. Они работают в Информационно-методическом центре, поэтому являются не госслужащими, а обычными наемными работниками, соответственно, перспектива "уйти по статье" их не так сильно пугает.
"Вся эта система формировалась под бдительным руководством главы комитета — сначала одного, потом другого, и при согласовании с чиновниками самого высокого уровня. Контракты только кажутся маленькими. Представьте, какие суммы тратятся по этим якобы маленьким контрактам ежегодно только на заказ питания школьников. Кто же отдаст контроль над этим рынком каким-нибудь школьным директорам? С другой стороны, полностью исключать школьного директора из цепочки тоже невыгодно, поскольку в случае проблем можно будет указать, что заказчик-то — он. Вся ваша история описывается одной русской поговоркой "Нашли козлов отпущения", — сказал собеседник "ДП", хорошо знакомый с работой комитета по госзаказу.
Нынешний глава комитета по госзаказу Дмитрий Сачков считается креатурой начальника аппарата губернатора Петербурга Давида Адамии. В 2013 году он работал в подчинении у Давида Адамии, будучи его замом. До прихода в Смольный Дмитрий Сачков работал в бизнес-структурах. В течение 4 лет он занимал пост гендиректора ООО "Фаэтон Девелопмент Групп". Его предшественник Сергей Русин был выходцем из московских правительственных структур, до комитета работал в КЭРППиТ, куда его, как считалось, привел тогдашний председатель Игорь Голиков.