Петербуржец Александр Глазырин (30 лет) начал с промоутерского бизнеса, а затем перешел в ресторанный. Сейчас он работает над шестью ресторанными проектами в Петербурге и готовится выходить на московский рынок. Оборот заведений, которыми он управляет, составляет около 100 млн рублей в год.
Когда студент первого курса ФИНЭКа Александр Глазырин подрабатывал официантом после учебы, он не мог даже предположить, что вскоре будет руководить кафе и ресторанами.
Сейчас он участвует в управлении шестью ресторанными проектами в Петербурге. Это столовая-бистро "ЛанчБокс", кафе Burguerilla, стритфуд-бар Frank, ресторан "Трибуна", панорамный ресторан Park Cafe и доставка смузи Fitomania.
Их суммарный оборот, по оценкам экспертов, составляет около 100 млн рублей в год.
"Моя задача — организовать работу ресторана и создать хорошую команду. Управление, подбор персонала, контроль за тем, как концепция проекта претворяется в жизнь, — вот что я делаю", — объясняет предприниматель. В каждом из проектов у него свои условия работы. Где-то он выступает совладельцем, где-то специалистом по консалтингу, где-то управляющим партнером. В его непосредственном подчинении 10 человек, всего же во всех проектах задействовано почти 100.
Свой первый бизнес Александр основал вместе с однокурсниками. Они стали организовывать досуг для студентов сначала своего вуза, а потом и других университетов. Клубные вечеринки под музыку в стиле house и R'n'B пользовались популярностью.
У компании СN Promo, которую учредили Александр с товарищами, появились постоянные клиенты. Бизнес просуществовал несколько лет, оборот составлял примерно 300 тыс. рублей в месяц.
"В какой-то момент я понял, что мой промоутерский бизнес достиг своего потолка и надо искать другой рынок", — вспоминает молодой человек.
Тут его как раз порекомендовали создателям бара N bar как толкового юношу, который знает, как и чем привлечь в новое место молодую аудиторию. Так Александр стал гендиректором бара и начал осваивать законы ресторанного рынка. Совладелец N bar предложил молодому человеку поучаствовать в другом ресторанном проекте.
Так, постепенно, с привлечением денег разных инвесторов, Александр стал открывать кафе, бары и рестораны.
Чикагское вдохновение
Самое большое заведение, которое находится у него в управлении, — ресторан "Трибуна" на 150 человек. Его примерный оборот в месяц — 4 млн рублей. Самый рентабельный из проектов — "ЛанчБокс" (оборот — 2 млн рублей в месяц). Самый необычный — Fitomania, участник фестивалей "О, да! Еда!", "Вконтакте".
"Больше всего в этом бизнесе мне нравится процесс открытия нового заведения, — признается молодой человек. — Зачастую ко мне обращаются уже с готовой концепцией, я же помогаю сделать так, чтобы заведение начало свою работу". Он объясняет, что инвестиции в заведение общепита вместительностью 60 человек — это около 10 млн рублей, место окупает себя за 2-3 года. Рентабельность такого бизнеса обычно составляет 15-20%.
В планах предпринимателя — открыть второй "ЛанчБокс" в Петербурге и выйти с этим проектом в Москву. Годовой оборот такой столовой при бизнес-центре составляет примерно 25 млн рублей.
Чтобы следить за новинками ресторанного бизнеса, Александр регулярно посещает международные выставки. Недавно, например, он вернулся с крупного мероприятия в Чикаго. Там, объясняет предприниматель, можно проследить, куда движется индустрия, и вдохновиться новыми трендами по части кухни, дизайна и работы с клиентами.
Лофт и стрит
В Петербурге 4,5 тыс. кафе и ресторанов, в том числе быстрого питания. Последние 2 года в моде гастропабы, бургерные заведения и новая русская кухня. Кризис заставил посетителей переориентироваться на заведения с меньшим средним чеком.
Сетевые фастфуды усилили свое присутствие на рынке, открыв новые точки.
Тренды этого года — интерьер в стиле лофт, диетическое или вегетарианское питание, а также стритфуд.
"Кризисным для ресторанного рынка в России был 2014 год, в 2016-м дела пошли намного лучше: стали открываться новые интересные заведения, многие рестораны вернулись по показателям на докризисный уровень", — считает Александр Глазырин.
По данным "Петростата", оборот городского рынка общепита в январе-апреле 2016 года составил 19,1 млрд рублей. Это на 1,6% больше, чем в прошлом году.
"Мне кажется, что рынок в Петербурге немного поменялся, — отмечает Лиза Симонова, совладелец BGL и "Хачапури и вино", — если раньше нужно было придумывать что-то замысловатое, то сейчас идут проекты с более простой, понятной концепцией и адекватным ценообразованием". По словам Лизы Симоновой, кризис не отпугнул инвесторов, но они сейчас готовы давать деньги только опытным бизнесменам.
Подписывайтесь на канал
ДП в Телеграме
, чтобы первым узнавать о важных новостях экономики, бизнеса, политики и общества!