Петербург ощутил первые последствия ликвидации ФМС и передачи ее функций МВД. Уже более 600 выходцев из Средней Азии лишились права работать водителями автобусов. Заменить высланных на родину трудовых мигрантов некем.
За 2 недели права работать в РФ лишились 634 водителя–иностранца — 13% от общего числа водителей–мигрантов на петербургском общественном транспорте. "Это только начало, к декабрю мы можем потерять намного больше работников, может быть, 25%. Это катастрофа. Заменить их некем. Местных кадров нет. Водители категории D — дефицитнейшие специалисты", — говорит один из перевозчиков. Но публично обсуждать ситуацию ни он, ни его конкуренты не хотят. Крупнейшие частные транспортные компании "Третий парк" и "Питеравто", где трудится большая часть водителей–мигрантов, отказались от официальных комментариев.
Участники рынка отмечают: массовое выселение мигрантов (возможно, по случайному совпадению) началось после встречи губернатора Георгия Полтавченко с начальником главного управления МВД РФ по СПб и Ленобласти Сергеем Умновым и начальником петербургской миграционной службы Еленой Дунаевой, состоявшейся в начале июня. На ней губернатор якобы высказал пожелание по ситуации с мигрантами в городе. Сотрудники Федеральной миграционной службы (ее полномочия в апреле передали МВД РФ) ретиво, судя по всему, начали исполнять это пожелание. В городе началась массовая проверка, коснувшаяся в первую очередь транспортного бизнеса. Вслед за ним сокращения гастарбайтеров грядут в других отраслях экономики.
Пять лет без права возвращения
Частные перевозчики пассажиров уже терпят убытки из–за простоя автобусов. Из оборота выведено около 220 автобусов. Каждый приносит перевозчику в среднем 19 тыс. рублей в сутки. То есть перевозчики недополучают в сутки более 4 млн рублей. Формальный повод для увольнения водителей–мигрантов — нарушение ими правил дорожного движения (ПДД). Это административное правонарушение. По миграционному законодательству, если иностранный гражданин 2 и более раз за 3 года привлекался к административной ответственности, въезд в РФ ему запрещен. "Мы запрещаем въезд за любое правонарушение, в том числе и за нарушение ПДД. Но не депортируем водителей — у нас нет денег, чтобы купить всем билеты", — заявили в отделе по вопросам реадмиссии и депортации иностранных граждан управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ.
Перевозчики подтверждают: действительно, о депортации как таковой речь не идет — мигрантов просто вынуждают уехать. Надзорные органы рассылают гастарбайтерам уведомления, где сказано, что они обязаны покинуть Россию в течение 3 дней со дня получения уведомления. А если не уедут, то их депортируют (копии уведомлений есть у "ДП"). В документах сказано, что уведомленные мигранты не могут вернуться до мая 2019 года, иначе их ждет уголовное наказание. К этому моменту в России уже пройдут чемпионат мира по футболу и выборы президента РФ.
Бизнесмены не рискуют оставлять на работе иностранных водителей, лишенных патента и регистрации. Работодатели доставляют гастарбайтеров в миграционную службу, чтобы снять с себя ответственность. Затем мигрант сам покупает билет на поезд или самолет (или проездной документ оплачивает компания) и отправляется на родину.
Не вернулся с экзамена
Списки мигрантов–нарушителей миграционная служба получила от ГИБДД, а дорожным полицейским информацию передали сами перевозчики. Правда, не для того, чтобы лишиться водителей, а с целью организовать массовый прием экзаменов у мигрантов для оформления им российских водительских удостоверений.
Обменять полученные на родине права на российские водители–мигранты должны до 1 июня 2017 года — в соответствии с ФЗ–196 "О безопасности дорожного движения". Для организации массового приема экзаменов в ГИБДД перевозчики предоставили полицейским информацию о водителях. В направленных в Госавтоинспекцию списках содержались все необходимые данные, чтобы полицейские без особого труда идентифицировали нарушителей. То, что информация о них пойдет в миграционную службу, перевозчики даже не предполагали. "ПДД водители автобусов нарушают регулярно, но все штрафы мы оплачиваем и не ожидали проблем. Ведь нарушение ПДД — это не уголовное преступление", — говорит представитель транспортного бизнеса. Другой добавляет: из группы водителей, отправившихся сдавать экзамены в ГИБДД, трое не вернулись. "У меня депортировали водителя за непристегнутый ремень!" — возмущается еще один перевозчик. Доходит до абсурда: сегодня миграционная служба выдает патент, получает деньги с гастарбайтера, а через 2 дня выясняется, что он нарушитель и должен покинуть Россию, говорит он.
Проблема перевозчиков
Сейчас высылке подлежат 634 водителя–мигранта, такие цифры назывались на специальном совещании, прошедшем в комитете по транспорту (КТ) 27 июня. Правда, вчера в комитете официально заявили, что не располагают сведениями о том, что "перевозчики испытывают затруднения из–за депортации мигрантов".
"Буквально вчера прошло совещание с представителями всех перевозчиков, они могли бы озвучить эту проблему (если такая есть), но эту тему они не подняли", — заявили в КТ, пояснив, что 27 июня на совещании обсуждался вопрос обмена водителями транспортных компаний иностранных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. Перевозчики доложили, что иностранцы потихоньку заменяют права международного образца на российские, часть — учатся в автошколах". На самом деле, говорят перевозчики, вероятно, почти ничего, кроме депортации водителей–мигрантов, не обсуждалось. Представители КТ заявили на совещании, что депортация водителей — это проблема не города, а предприятий.
Перевозчики уверяют: в комитете не могут не знать о проблеме. О ней известно заместителю председателя КТ Елене Осинцевой, которая предложила бизнесменам брать на работу местных водителей. Местных катастрофически не хватает, говорят перевозчики. В HeadHunter подтверждают: из–за дефицита кадров работодатели ищут водителей не только в Петербурге, но и в ближайших городах, предлагая вахтовый метод работы. Одним из негативных последствий для бизнеса станет повышение зарплат водителей. Это может ухудшить положение субсидируемого Смольным ГУП "Пассажиравтотранс", которое полностью укомплектовано российскими кадрами.
Где найти непьющего россиянина
Вслед за перевозчиками развития событий ждут и представители других отраслей, использующих труд мигрантов: строители, торговцы, компании, управляющие недвижимостью.
"К нам на склад приехали проверяющие с уже готовыми постановлениями о высылке мигрантов. Причем поводы совершенно надуманные. Например, они привезли фотографии, где водители автопогрузчиков запечатлены с метлами. Нас обвинили в том, что сотрудники работают не по специальности. Никакие наши аргументы не действовали", — рассказал представитель компании–ретейлера.
Многие магазины берут на работу только мигрантов, так как их труд стоит дешевле. Оплата труда в ретейле составляет 50% от всех расходов работодателей.
Увеличить зарплаты хотя бы на 10%, чтобы нанять россиян, для торговцев очень болезненно.
Найти россиян на вакансии, которые занимают мигранты, очень сложно. И не только из–за финансовых трудностей. "Главная проблема — пьянство, — сетует представитель клининговой компании. — Мигранты не пьют, в отличие от россиян, так как приезжают сюда зарабатывать".
Cокращение численности как легальных, так и нелегальных трудовых мигрантов снижается полтора года подряд, отмечает первый вице-президент ОПОРЫ России Павел Сигал. Главный показатель активности мигрантов — объем их денежных переводов за пределы России. По данным ЦБ, в прошлом году переводы физических лиц в страны СНГ составили всего $11,05 млрд, это почти вдвое меньше, чем в 2014 году
"Чем дороже рабочая сила, тем хуже ситуация для бизнеса в регионе. Мы можем увидеть локальный всплеск напряженности в отношениях предпринимательского сообщества и властей в Петербурге", — резюмирует директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева.
“
Заместить мигрантов из среднеазиатских республик на стройплощадках российскими рабочими будет крайне проблематично: у наших соотечественников гораздо выше запросы по заработной плате. Найти на эти вакансии украинцев и белорусов, особенно если это потребуется сделать достаточно быстро и в больших количествах, тоже очень сложно: у них уровень финансовых притязаний тоже довольно высокий. Вообще, вопрос трудовых мигрантов давно стоит остро и требует урегулирования как можно быстрее. Наша страна не может быть проходным двором для неконтролируемых потоков мигрантов. Поэтому, я думаю, ужесточение контроля в этой сфере необходимо. Недобросовестные работодатели, которые используют этот практически рабский труд, формируют взрывоопасную среду, очень благодатную для вербовки для совершения террористических актов. Не говоря уже о неприемлемости этого положения с моральной точки зрения: люди, которые раньше были нашими соотечественниками, сейчас находятся в рабских условиях.
Олег Барков
генеральный директор Hansa Group
“
Наша страна уже не раз переживала периоды ужесточения контроля за мигрантами. Например, очень масштабные проверки были после массовых межэтнических беспорядков в московском районе Западное Бирюлево в 2013 году. Тогда говорили, что на рабочие места, занятые мигрантами, можно найти замену среди россиян или выходцев из других бывших советских республик. Обещали повысить зарплаты на этих рабочих местах и вообще сделать их привлекательными для россиян. Например, предоставлять дворникам служебное жилье. Но ничего этого так и не произошло. В области обслуживания недвижимости мигранты заняты в основном на уборке. Это низкооплачиваемый труд, россияне туда не идут. Впрочем, не думаю, что у управляющих компаний сейчас возникнут сложности, если они лишатся большого количества мигрантов: сейчас лето, работы по уборке меньше, а к осени, я думаю, ситуация нормализуется.
Евгений Пургин
глава Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере
“
Избранное за последнее время депортационное направление органов власти в таком духе и в таких объемах приведет к уничтожению предприятий пассажирского транспорта. Со всеми вытекающими последствиями. Нам некем заменить водителей–мигрантов, местных трудовых ресурсов крайне недостаточно. То, что сейчас происходит, — использование правовых норм XX века в новых, изменившихся реалиях XXI. Мы не понимаем причин таких действий, можем лишь догадываться. Но все похоже на массовую депортацию гастарбайтеров. Им выдают предписания покинуть Россию за нарушения, не имеющие большой общественной опасности. Есть примеры, когда водителей вынуждают покинуть Россию по надуманным обвинениям, только для выполнения административного плана. Это дискредитирует всю правоприменительную деятельность миграционного контроля в РФ!
Василий Киселев
президент Ассоциации перевозчиков пассажиров