Директор по маркетингу агентства Mr. Brooks Виктория Пак о том, как ей работалось в дипломной комиссии одного из петербургских вузов.
Интересная практика — когда будущие работодатели оценивают качество работ выпускников вуза. Сразу становится ясно, что стоит исправить в программе обучения, чтобы студенты были лучше подготовлены к решению практических задач. Вот что стало ясно уже сейчас.
Где причина, а где следствие — вот в чем вопрос. Удивительно, но студенты, которые уже завтра придут к нам работать, не понимают таких простых вещей. Первый навык любого маркетолога — это умение понять, где причина проблемы. Многие выпускные проекты были направлены на решение конкретных бизнес–задач, но работали не с причиной, а со следствием. В реальных условиях это означает отсутствие корректной цели и задач, а также адекватной оценки результатов и в итоге — слив бюджетов. А потом работодатели говорят: маркетологи не умеют работать!
Важно понимать, что таких маркетологов, которые работают со следствием и не думают об итогах, на рынке море. А все почему? Потому что в вузах их не учат работать с причинно–следственными связями. А ведь именно там человек должен получить этот базовый навык.
Что получается: представители бизнеса оценивают не только студентов, а в том числе работу преподавательского состава вуза. В выпускных работах много красивых слов, много хорошей теории, но нет ничего, что студент может перенести на практику. Ну провел студент анализ, поразмышлял на 200 листов про альянсы брендов, пришел и считает свой труд достойным. Да, он достоин минимального проходного балла, но, если ты хочешь результат выше, удиви комиссию, покажи практические решения, которые изменят рынок и наше представление о базовых вещах.
Возможно ли это? Возможно! Но только в том случае, если студент погрузится в среду обитания бизнеса. Речь идет не о практике в компаниях, а о совместной работе членов комиссии и студентов. Это и лекции, и мастер–классы, и решение практических кейсов. Это работа не одного года, а как минимум 2 лет. Если бизнес хочет получить качественные кадры и решения, он должен участвовать в процессе обучения студентов, а не только критиковать то, к чему пришли студент и дипломный руководитель.
Легко говорить, что не так в конечном итоге, трудно пойти и сделать лучше. Вуз должен давать базовые навыки логики и умения систематизации информации. Все остальное — вопрос практики. Только так рынок сможет получить качественные кадры. Меня низкий уровень подготовки студентов и обрадовал, и огорчил. Обрадовал: меньше конкуренции на рынке. Огорчил: если нет живой конкуренции, мы совсем расслабимся и просто отупеем.