Елена Домброва elena.dombrova@dp.ru Все статьи автора
8 июня 2016, 23:32 672

Мороженое для Поднебесной

Петербургский производитель мороженого "Петрохолод" начал экспорт своей продукции в Китай. Китайский рынок в 10 раз больше российского, и потребление там растет.

Лидер петербургского рынка мороженого — компания "Петрохолод" наладила поставки своей продукции в Китай. Как рассказал Георгий Деметрашвили, директор по развитию и маркетингу ОАО "Петрохолод", компания открыла представительство в Пекине в конце 2015 года, после того как на нее вышел с инициативой китайский партнер. Все затраты на освоение китайского рынка он взял на себя.

Лидер Петербурга

"Петрохолод" с китайским рынком работает давно — компания закупала там замороженные фрукты и овощи. Однако рыночная конъюнктура и ослабление рубля сделали продукцию российского производителя интересной для Китая. Объем производства "Петрохолода" в 2015 году составил 8 тыс. т, но производственные мощности позволяют выпускать 15 тыс. т. На рынок Северо–Запада и Петербурга компания поставляет примерно 85% своей продукции, остальное продается по всей России и на экспорт.

Георгий Деметрашвили не назвал точный объем поставок в Китай. Продукция регулярно отправляется в Китай водным путем через порт Санкт–Петербурга в стандартных 20–футовых контейнерах–рефрижераторах. Доля "Петрохолода" на рынке Северо–Запада и Петербурга в денежном выражении составляет 28,6%, по данным AC Nielsen за 2014 год. Компания со значительным отрывом опережает федеральных производителей Nestle и "Инмарко" (Unilever). По данным СПАРК, оборот ОАО "Петрохолод" в 2015 году составил 1 млрд рублей, чистая прибыль — 7,9 млн. Компания принадлежит Бадри Какабадзе.

Любовь к российскому

Из–за высоких логистических расходов, а также таможенной пошлины китайской стороны в размере 19% мороженое "Петрохолода" в Китае продается в высоком ценовом сегменте. "Тем не менее в Китае многие потребители готовы платить за качество", — отмечает Георгий Деметрашвили. По его словам, в сознании китайских потребителей российское мороженое воспринимается как продукт высокого качества. "Китайцы любят российское и вообще иностранное так же сильно, как петербуржцы — финское", — пояснил он. Кроме того, "Петрохолод" получил все необходимые разрешительные документы, хотя требования к мороженому в Китае, например по микробиологическим показателям, в 4 раза жестче, чем в России. "Китайский рынок просто необъятный, и он будет только расти", — убежден Георгий Деметрашвили. Тогда как российский рынок мороженого сокращается на 3% в год.

Объем потребительского рынка Китайской Народной Республики (КНР), по некоторым оценкам, уступает только США и еврозоне и составляет почти $5 трлн, что почти в 10 раз превышает размеры российского рынка, подтверждает Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ГК "ФИНАМ". Ключевое преимущество этого рынка, по его словам, — его темпы роста. Даже с учетом замедления темпов роста ВВП экономика КНР в 2016 году увеличится на 4,5–5% по отношению к 2015 году, что в несколько раз превышает темпы роста США и еврозоны и почти в 2 раза — темпы роста мировой экономики.

На вкус и цвет

В Китае сравнительно мало российских производителей. "Экспансию осложняют строгое регулирование местного рынка, сложная логистика и особенности местного спроса", — объясняет Тимур Нигматуллин. Тем не менее есть ряд примеров успешной экспансии российских пищевиков на рынок Поднебесной в последнее время. Например, в 2015 году ретейлер АБК договорился с китайской Alibaba Group о продаже отечественных кондитерских изделий и экологически чистой еды. "Объединенные кондитеры" планируют продвигать на китайский рынок шоколад и конфеты торговых марок "Аленка", "Коровка" и "Вдохновение". На фоне ожидаемой в будущем стагнации российской экономики все больше производителей будет обращать внимание на КНР, ожидает Тимур Нигматуллин.

Мы поставляем водку в Китай с 2012 года. Н приграничных территориях много русского населения, там хорошо развита традиция пить водку и вообще крепкое спиртное, которая постепенно переходит и в другие регионы Китая. Основное преимущество этого рынка в его емкости. Но есть сложность — китайцы привыкли к крепкому алкоголю с запахом и вкусом (53–57°). Поэтому помимо водки мы поставляем в Китай свой абсент из Чехии. Среди других сложностей — высокий уровень налогообложения, а также демпинговые ценовые предложения от конкурирующих производителей. Тем не менее мы однозначно будем наращивать поставки в Китай.
Руслан Григорьев
директор по развитию группы "Ладога"
До конца 2016 года мы планируем провести первые поставки овсяного печенья и пряников "Посиделкино" в адаптированном под китайский рынок дизайне. У китайских потребителей совершенно другие вкусовые требования. Например, они очень любят масляное печенье, не едят простые конфеты. Они хотят продукты с очень длительным сроком годности, но при этом чтобы продукт был натуральным. Для них очень важна индивидуальная упаковка, так, в китайском магазине продаются фисташки в упаковке, внутри которой упакованы по три фисташки. Китайцы действительно готовы платить много за российские продукты, поскольку считают их более качественными и экологичными, чем китайские. Потребление там однозначно растет.
Антон Купцов
директор по маркетингу КО "Любимый край"
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама