Смольный намерен субсидировать оператора аэропорта Пулково, чтобы привлечь авиаперевозчиков и превратить местный аэропорт в международный стыковочный авиаузел.
Как стало известно "ДП", Смольный намерен отказаться от части своего вознаграждения, получаемого от ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково), чтобы сделать воздушную гавань Петербурга конкурентоспособной по цене в сравнении с основными соперниками — аэропортами московского авиаузла и Хельсинки.
Смольный ежегодно получает от ВВСС около 1 млрд рублей роялти, согласно концессионному соглашению, по которому компания получила имущество аэропорта в оперативное управление в 2009 году (53% от всей суммы вознаграждения получает городской бюджет, а остальные 47% — принадлежащий городу собственник аэропортового имущества — АО "Аэропорт Пулково").
"Часть получаемых от управляющей компании средств будет возвращаться ей в виде субсидий", — говорит представитель Смольного. По его словам, за счет субсидий ВВСС смогут удвоить действующие скидки за обслуживание авиаперевозчиков. В результате стоимость обслуживания в Пулково сравняется со средними тарифами обслуживания в аэропортах московского авиаузла (Шереметьево, Домодедово, Внуково).
Пока же местный аэропорт (согласно утвержденным тарифам) обходится иностранным авиакомпаниям на 20% дороже, чем столичные аэропорты, и более чем вдвое дороже аэропортов Хельсинки и Риги. Российским авиаперевозчикам обслуживание в Пулково обходится в среднем на 40% дороже, чем в московском авиаузле. А самый дешевый из конкурентов — аэропорт Внуково — почти вдвое дешевле Пулково (см. "Сборы за обслуживание..."). Плюс к этому Смольный хочет снизить стоимость топлива в местном аэропорту за счет развития конкуренции. "Сейчас мы совместно с "дочкой" "Роснефти", "РН–Аэро", строим топливозаправочный комплекс. Рассчитываем, что после его запуска за счет конкуренции цены на топливо снизятся. Сейчас они выше, чем в Москве", — сообщил собеседник из Смольного. "ДП" ранее писал, что "РН–Аэро" запустит комплекс в 2019 году.
"Россия" не продается
Отказаться от части дохода в бюджет в пользу аэропорта Смольный решил после прошедшего в конце апреля совещания в Минтрансе, посвященного развитию маршрутной сети аэропорта Пулково. Тогда глава комитета по транспорту Александр Головин заявил, что стратегия развития авиакомпании "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") не включает расширения географии полетов из Петербурга. Хотя Пулково считается базовым аэропортом для этой компании.
Такой подход, по мнению главы комитета по транспорту, не соответствует интересам Петербурга, которому, между прочим, принадлежит 25% акций авиакомпании "Россия".
Источник, близкий к Смольному, сообщил "ДП", что недавно город на высоком уровне предлагал "Аэрофлоту" выкупить 25% акций АК "Россия" за $60 млн. В ответ, по словам источника, "Аэрофлот" якобы заявил о готовности продать Смольному всю "Россию" за 1 рубль.
Проклятое место
Другой источник в Смольном пояснил, что, когда заходит разговор с "Аэрофлотом" о расширении географии полетов из Пулково, в авиакомпании все время ссылаются на убыточность рейсов из Петербурга, в частности из–за дороговизны аэропорта.
Такая политика противоречит интересам не только Смольного, но и консорциума инвесторов ("ВТБ Капитал", германской Fraport AG и греческой инвестиционной компании Copelouzos Group), вложивших в реконструкцию Пулково 1,2 млрд евро. Предполагалось, что после реконструкции пассажиропоток будет стремиться к отметке 35 млн пассажиров в год. Однако с 2014 года пассажиропоток падает из–за сокращения международных маршрутов. Их число в 2015 году сократилось с 94 до 81. Например, авиакомпания "Россия" прекратила летать в Хельсинки, Стокгольм, Лондон, Стамбул, Франкфурт–на–Майне. Лоукостер "Победа" (тоже "дочка" "Аэрофлота"), начавший летать из Пулково в октябре 2015 года, приостановил полеты с 30 мая. В компании объяснили это необходимостью перебросить самолеты на рейсы из Москвы в Сочи и Анапу.
На запрос "ДП" о перспективах развития маршрутной сети из Пулково группа "Аэрофлот" оперативно ответить не смогла. Оператор Пулково тоже отказался от комментариев, отметив, что решает рабочие вопросы за столом переговоров.
Неисчерпаемый Китай
Пока ВВСС пытаются противостоять негативным трендам, предлагая авиакомпаниям скидки (в среднем 20%) за открытие новых направлений, увеличение частоты полетов.
Для увеличения транзитного пассажиропотока управляющая компания запустила собственную стыковочную программу для небольших авиакомпаний, у которых нет код-шеринговых соглашений (соглашения о совместной эксплуатации авиарейса двумя и более авиакомпаниями). А с помощью ВВСС региональные перевозчики могут стыковать свои рейсы друг с другом. Благодаря ей внутренний пассажиропоток Пулково растет. "Наиболее активны жители Мурманска. Они летают на юг через Петербург", — говорит Анна Никифорова, глава департамента маркетинга ВВСС.
Но этих усилий ВВСС недостаточно, оператор рассчитывает на поддержку города. По словам Анны Никифоровой, одно из самых перспективных направлений для Пулково — азиатское. Оно может дать аэропорту более 340 тыс. пассажиров в год — столько туристов из Азии прибывает сейчас в Петербург не напрямую, а через транзитные аэропорты. Из Пулково самолеты пока регулярно летают только в Пекин, Урумчи, а с июня к ним добавится Шанхай. Этого недостаточно, чтобы удовлетворить спрос, отмечают эксперты.
Спрос на Петербург со стороны китайцев огромный, говорит исполняющая обязанности главы комитета по развитию туризма Нана Гвичия. Подавляющее большинство (98%) туристов, приезжающих из Китая в Москву, осмотрев достопримечательности столицы, едут на поезде в Петербург, где проводят 70% российского путешествия. В 2015 году турпоток из Китая в Петербург вырос на 200%. И мог бы еще удвоиться, если бы китайцы могли летать в Северную столицу без пересадок, отмечают в инвесткомпании "Корона", которая специализируется на российско–китайских контактах. Бизнесмены уже не раз обращались в Смольный с просьбами повлиять на тарифную политику Пулково и маршрутную политику "Аэрофлота".
"Москва ежегодно обслуживает 1,2 млн пассажиров из Пекина. Мы говорим "Аэрофлоту": отдайте нам 10% от этого потока. Вроде договорились об открытии дополнительного рейса на Пекин из Пулково предположительно в 2017 году", — говорит источник в Смольном.
Дефицит прямых рейсов мешает развиваться и внутрироссийским маршрутам из Пулково, говорит директор по туризму ГК "Пулково–Сервис" Римма Бутакова. По ее словам, прямых рейсов из Петербурга в Симферополь мало, билеты очень дорогие, а чартеры авиакомпания "Россия" отдала только одному туроператору — "Библио–Глобусу". "У нас есть партнеры в Крыму, мы готовы делать полетные программы, но летать не на чем", — сетует Римма Бутакова.
“
Наша компания очень заинтересована в развитии авиационного сообщения между Петербургом и Китаем. Сейчас спрос со стороны китайских туристов на посещение России, и в частности Петербурга, существенно превышает предложение. В Петербург в 2015 году приехало 50 тыс. китайских гостей. И можно было бы легко удвоить этот показатель. Но для этого нужно решить несколько проблем. Прежде всего, чтобы увеличить туристический поток, нам нужны авиаперевозки. С прямыми рейсами из Китая в Петербург проблемы. Мы готовы с завтрашнего дня взять два самолета в чартер и возить туристов. Но нам самим вопрос взаимоотношений с "Аэрофлотом" не решить, нужно содействие администрации Петербурга. Вообще, городу нужна комплексная стратегия туристического развития, которая включала бы и транспортную, и гостиничную инфраструктуру, и развлекательные объекты, достопримечательности. Кроме того, необходим некий информационный ресурс в Интернете, который действовал бы по принципу агрегатора и собирал бы информацию об авиарейсах, ценах на билеты, условиях размещения в гостиницах. Причем информация должна быть на разных языках, в том числе и на китайском. Сейчас такого ресурса иностранным туристам очень не хватает.
Кюри Усманов
президент ООО "Корона"
“
Авиакомпании, разумеется, действуют прагматично: зачем им дорого платить за обслуживание в Пулково, если более дешевое и такое же качественное обслуживание можно получить в столичных аэропортах? Да, у Пулково есть определенные льготы для китайского направления. И тем авиакомпаниям, которые на нем специализируются, имеет смысл выбирать петербургский аэропорт. Но у остальных перевозчиков такой потребности нет, вдобавок у них имеются сомнения в качестве работы аэропорта (где–то — обоснованные, где–то — надуманные). Кроме того, работает еще и эффект инерции: до реконструкции Пулково не было популярно у ряда перевозчиков, потом переносилась дата запуска нового терминала, и в итоге аэропорту до сих пор не удается переломить эту тенденцию. Для успеха необходимо снизить цену обслуживания, возможно, даже немного демпинговать, а на это не хватает средств. Остается лишь специализация на Китае.
Дмитрий Кипа
директор инвестиционно–банковского департамента QBF