Директор научно-производственной компании "ВМПАВТО" Василий Кузьмин объясняет, существует ли реальная альтернатива прибыли.
Представьте себе две компании. Одна вкладывает средства в разработку новой продукции и модернизацию производства, вместе с доходами компании растут и доходы ее сотрудников. Компания может не иметь прибыли, но она активно строит свое будущее и таким образом повышает свою жизнеспособность.
Другая компания, напротив, экономит на заработной плате сотрудников, на модернизации производства и разработке новой продукции. При этом у нее, в отличие от первой рассмотренной компании, появляется прибыль. Владелец рад. Но эксперты бьют тревогу: налицо главные признаки будущего упадка компании. Закон джунглей гласит: стремление к прибыли может тормозить конкурентоспособность и выживаемость компании.
Разумеется, совсем без денег не обойтись, это кровь, текущая по сосудам бизнеса. Вопрос лишь в том, есть ли реальная альтернатива прибыли. Ответ: да. Как показывает опыт моей компании, такой альтернативой может стать добавленная стоимость.
Она, вспомним, заключается в разнице между ценой продукта и его прямой производственной себестоимостью. Другими словами, это ценность, созданная на данном предприятии. Нужно понимать, что в производственную себестоимость не входит значительная часть расходов, например на рекламу, зарплату персоналу и даже модернизацию производства. Все это финансируется именно за счет добавленной стоимости.
Как говорил великий Генри Форд, хорошее предприятие само себя кормит. Перефразирую: хорошее предприятие создает непрерывный поток добавленной стоимости. Ему не нужны кредиты — развитие идет за счет потока, который генерирует добавочная стоимость.
Важное преимущество этой добавочной стоимости (ДС) заключается в том, что ее величину можно видеть на коротком отрезке времени. Она, в отличие от прибыли, более прозрачна и прогнозируема. И это позволяет использовать ее в реальном масштабе времени. Это важное преимущество позволяет при желании распределять ДС ежемесячно, а не ежегодно, как происходит в случае с прибылью. Таким образом, используя ДС, можно привлекать сотрудников компании к распределению создаваемой ими ценности.
Если сотрудники участвуют не только в создании ДС, но и в ее распределении, то они становятся частью несокрушимой команды. Конечно, не все так просто. Далеко не все способны понять, откуда приходят деньги. Более того, это настолько непривычно, что на понимание связи между собственным вкладом в ДС и доходом сотрудника могут уйти годы. Но, когда понимание приходит, у людей появляется ощущение собственной ценности для компании.
Жизнь для них приобретает новый смысл, внутри компании формируется социальный капитал, а сама компания уверенно движется к успеху. А раз так, то не пора ли пересмотреть традиционные цели бизнеса?