Восстановить утерянные позиции

СПб. Машиностроительные предприятия Петербурга активно работают в рамках политики импортозамещения, но сетуют, что в одиночку крупные проекты вытянуть не смогут.

В 2015 г. машиностроительный комплекс Петербурга оказался под натиском неблагоприятных макроэкономических факторов, как, впрочем, и подавляющее большинство отраслей отечественной промышленности.
По статистике комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга, по итогам 2015 г. индекс промышленного производства снизился на 7,3% по сравнению с 2014 г.
Но были и передовики, в трудное время нарастившие объемы продукции. Это производители турбин, увеличившие их выпуск в 1,8 раза, тракторов (+9,1%), теле– и радиопередающей аппаратуры, аппаратуры электросвязи (+90%), радиолокационной и радионавигационной аппаратуры (+22,4%), медицинских изделий (+4,8%).
В I квартале 2016 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем отгрузки в машиностроительном комплексе Петербурга вырос на 19,9%, до 134,4 млрд рублей.
Петербургские машиностроители активно работают в сфере импортозамещения.
"Процесс импортозамещения уже виден, в том числе среди предприятий машиностроительной отрасли", — подчеркивает глава комитета по промышленности и инновациям Петербурга Максим Мейксин. Наиболее активные предприятия, которые занимались в прежние времена новыми разработками, сегодня реализуют их в рамках этой программы, объясняет генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Михаил Лобин.
"Сегодня "Силовые машины" способны оснастить любую станцию, от ГЭС небольшой мощности до крупной АЭС, практически всеми видами основного генерирующего оборудования. Преимущества нам дает широкая номенклатура оборудования и линейка сопутствующих услуг", — отмечают в пресс–службе "Силовых машин".
Председатель совета директоров ПАО "Звезда" Павел Плавник не сомневается, что его предприятие сможет заместить импортные редукторы и дизельные двигатели для судостроения, энергетики.
На площадке "Звезды" в активной стадии реализации находится проект создания нового производства редукторов, компания рассчитывает частично ввести его в строй уже осенью этого года.
Говоря об импортозамещении, Павел Плавник выделяет два аспекта, которые могут препятствовать успешной реализации планов: "Первый — это темпы развития зарубежных аналогов, в то время как Россия занимается освоением ранее не выпускавшейся продукции".
Второй аспект, по его словам, "относится к проблемам внутренней организации в России этого процесса". "Начинают раздаваться тревожные звоночки о срыве импортозамещения, термин начинают наделять негативной окраской. Но результаты такой масштабной работы не могут проявиться в сиюминутной перспективе", — поясняет эксперт.
Вице–президент по энергетическим проектам АО "РЭП Холдинг" Олег Шевченко не сомневается, что вопрос импортозамещения — один из центральных для российского машиностроения. Но подавляющее большинство отраслей у нас не развивалось — как раз из–за наличия дешевого и доступного импорта, и теперь нам необходимы колоссальные усилия, чтобы восстановить утерянные позиции, отмечает Олег Шевченко.
Большинство руководителей предприятий считают, что успешное импортозамещение возможно только при наличии действенной господдержки. Представители каждого сегмента говорят о своих проблемах, общими же проблемами по–прежнему являются отсутствие квалифицированных кадров, высокие процентные ставки по кредитам, невозможность привлечения длинных денег, снижение спроса из–за кризиса. "Заказчики не хотят расставаться с деньгами, а занимать в банке дорого. Похоже, мы вошли в период инвестиционной паузы", — отмечает Олег Шевченко.