Тяжелый рост легпрома

Предприятия легкой промышленности Петербурга готовы оправдать надежды Минпромторга на годовой рост в 4%.

Согласно прогнозу Министерства экономического развития РФ на 2017–2019 гг., отечественная легкая промышленность будет в этот период расти на 3,5–4% в год. За счет чего это случится, прогноз не уточняет, но уже понятно, что будет мешать такому росту.
Основными проблемами станут падение потребительского спроса и технологическое отставание российских предприятий этого сектора экономики от своих зарубежных коллег.
Рост на 4% — очень оптимистический прогноз, учитывая результаты прошлого года, когда производство в отечественной легкой промышленности упало на 12%. Правда, власти поддержали предпринимателей субсидиями на формирование запасов сырья и техперевооружение. В итоге в уже в I квартале текущего года некоторые сегменты легпрома показали рост. В числе передовиков — компании, выпускающие ткани (рост 23,2%), отшивающие спецодежду (11,2%), пальто (9,1%) и чулки с носками (34%).

Занять место иностранцев

По данным городского комитета по промышленной политике и инновациям, в I квартале 2016 г. петербургский легпром практически вплотную приблизился к аналогичному периоду 2015 г. по таким показателям, как объем отгруженной продукции и индекс промышленного производства; особенно удачными для отрасли были январь и февраль.
Генеральный директор Союза производителей легкой промышленности Светлана Молчанова говорит о 2%–ном росте оборота предприятий легпрома за 2015 г. и в то же время о падении объемов производства готовой продукции в штуках на 30–50% в разных сегментах отрасли.
По ее наблюдениям, в прошлом году петербуржцы значительно — на 35% относительно 2014 г. — сократили свои траты на одежду. "Сокращение объема покупок одежды продолжится в ближайшие годы", — уверена Светлана Молчанова.
При этом она уверена, что потенциал для развития производства есть: ведь за последний год из страны из–за ценовой неконкурентоспособности ушло 67 зарубежных торговых марок одежды. Их место стараются занять отечественные компании. "Сейчас российские производства одежды загружены полностью", — говорит Светлана Молчанова.
"Компании, которые раньше отшивали одежду в Китае и Азии, сейчас стараются размещать заказы на российских предприятиях", — подтверждает генеральный директор ООО "Швейная мануфактура" Ирина Санько. Ее компания отшивает школьную форму, а также сотрудничает с крупными корпоративными заказчиками: "Ленфильмом", Театром музыкальной комедии, шьет для брендов "Армия России" и "Авиалиний России".
"Пошив школьной формы дотируется Минпромторгом при условии использования только российских тканей. И в связи с тем, что половина брендов ушла с рынка, на нем есть небольшой дефицит. Мы наращиваем мощности", — планирует Ирина Санько.
О росте говорит и генеральный директор производителя одежды больших размеров "Леди Шарм" Валентина Миронова. Причиной она называет концентрацию на развитии своих магазинов фирменной торговли. Сохраняют оптимизм и производители спецодежды и обуви. Так, гендиректор АО "ПТК "Модерам" Сергей Цветков говорит: "Мы планируем увеличить выпуск обуви в 2016 г. ориентировочно на 200 тыс. пар по сравнению с 2015 г.". Также в планах ПТК "Модерам" — открытие еще одной производственной площадки.

Выход на экспорт

Тем не менее у петербургского легпрома есть и ряд серьезных трудностей. Одна из них — в невозможности наладить экспорт продукции. Между тем российская одежда "может конкурировать с импортной не только по цене, а она у нас более низкая из–за более дешевой рабочей силы, но и по качеству. Качество у нас не хуже, поскольку ткани мы закупаем импортные и отшиваем на импортном же оборудовании. Но Европа не пускает нас к себе. Нам необходима государственная программа по выходу на экспорт", — уверена Светлана Молчанова.
Среди ключевых проблем отрасли можно отметить низкую консолидацию, недостаточный уровень внедрения современных технологий и оборудования, высокую степень зависимости от импортных сырья и материалов, проблему с контрабандой продукции и тканей, а также недостаток квалифицированных кадров. Раздробленность рынка и отсутствие больших игроков не позволяют им сосредоточить усилия на развитии предприятий, снижают инвестиционную привлекательность и дают благодатную почву для появления компаний–однодневок. По развитию современных технологий и оборудования, по различным оценкам, наша страна отстает от существующих мировых возможностей на 20, а то и на 50 лет. Что касается зависимости от импортных сырья и материалов, по данным ФСГС и ФТС, доля импорта в производстве тканей, одежды и обуви в России находится на уровне 70%, что является самым высоким показателем среди всех обрабатывающих отраслей.
Артем Савко
директор по внешним связям ООО "БТК холдинг"