Владелец компании Logister Андрей Шусталов — о том, какие книги нужно прочесть стартаперу, чтобы не совершать ошибки.
В марте этого года я принимал участие в "Бирже стартапов" (проект "ДП"). Пообщавшись с участниками, я понял, что практически у всех одни и те же ошибки и заблуждения относительно развития и продвижения стартапа.
Дорогие стартаперы! Вы не первые и не единственные, кто разрабатывает и продвигает новый проект. До вас это делали сотни, тысячи, миллионы новаторов. Давным–давно выведены законы, правила и методики продвижения стартапа. Зачем наступать на грабли? Читайте правильную литературу по теме. Вы сэкономите уйму времени и денег.
Мне в этом плане повезло. В 2015 году в заочном акселераторе ФРИИ мне открыли глаза на очевидные вещи и дали понять, как надо действовать правильно. Но без книг, без теории это было бы нереально. Хочу поделиться своим опытом и рекомендовать книги, которые изменили мои прежние взгляды. Взгляды, стандартные для стартапера, который варится в собственном соку и считает себя пупом земли.
Первое, что я хотел бы рекомендовать к прочтению, — это "Стартап без бюджета" Майка Микаловица. Книга написана человеком, имеющим практические знания, достойные доверия. Основная идея: не ждите богатого инвестора, который решит все проблемы. Надейтесь на свои силы, потому что жизнеспособность стартапа и его масштабируемость определяется на ранних этапах, и если вы хотите зарабатывать миллионы, то научитесь зарабатывать хотя бы тысячи.
Читайте также:
Авторская колонка
Есть ли у стартапа право на ошибку
Вторую обязательную к прочтению книгу написали Джейсон Фрайд и Девид Хайнемайер "Rework: бизнес без предрассудков". Эта книга дает новое понимание бизнеса, ломает некоторые устоявшиеся убеждения, а некоторые переворачивает с ног на голову. Порой нестандартный взгляд на привычные вещи помогает избежать ошибок на ранних стадиях запуска проекта и, следовательно, способствует его успешному развитию.
И, естественно, куда же стартапу без любимых, дорогих и многоуважаемых клиентов. Поэтому моя третья настольная книга — "Стартап вокруг клиента. Как построить бизнес правильно с самого начала" Брента Купера и Патрика Власковица. Наши представления о создаваемом продукте, его нужности и его продаваемости — это лишь наши представления, порой не имеющие ничего общего с реальностью. Чтобы понять жизнеспособность продукта, нужно выйти из офиса и начать общаться со своими настоящими и потенциальными клиентами. Я лично в свое время, поступив таким образом, узнал много интересного и порой не совсем приятного о собственном продукте. Если вы стартапер и до сих пор не знакомы с теорией, как правильно развивать стартап, бросьте все и срочно прочтите книги.