Бизнесмены заваливают жалобами петербургское отделение антимонопольной службы: 1,3 тыс. жалоб за первый квартал этого года, треть из которых - попытки сорвать конкурс, а не поиски справедливости. Работу осложняет и то, что решения антимонопольщиков иногда просто игнорируют.
Антимонопольщики в Петербурге говорят о рейдерском захвате сферы госзакупок. Инструмент захвата - многочисленные жалобы на конкурсы. Причем треть из них пишут подрядчики, которые не участвуют в конкурсах и не работают на городских объектах. Это так называемые "профессиональные жалобщики" - юристы, которые специализируются на оспаривании условий конкурса. "ДП" уже оценивал этот серый рынок услуг (официально он вообще не существует), его годовой объем составил около 4 млрд рублей.
Только за первый квартал этого года в УФАС поступило 1292 жалобы, а за тот же период 2015 года - 942 жалобы. По подсчетам УФАС, число жалоб растет на 300 за квартал. При этом до 70% жалоб признается необоснованными.
"Это говорит о том, что идет практически массированная атака на инструмент госзакупок. Я не сторонник конспирологических теорий, но сложившаяся ситуация похожа на заговор против госзаказа", - говорит Вадим Владимиров, глава УФАС по Петербургу.
Количество рассмотренных жалоб по 44-ФЗ за 1-2 кварталы 2015 и 2016 гг.
Источник: Управление ФАС по Санкт-Петербургу
В обоснованных жалобах самые распространенные нарушения - нестандартные показатели при описании товара. Заказчик (например, один из комитетов Смольного) должен указывать ГОСТы товара, а вместо этого придумывает какие-то свои показатели.
Еще одно популярное нарушение - требование описать качественные характеристики. Табличка, которую нужно заполнить, оказывается настолько запутанной, что больше похожа на загадку. И отгадку к ней может знать лишь заказчик, а значит, он может сообщить ее нужному подрядчику. "Критерии должны быть понятны: опыт, наличие трудовых, материальных и финансовых ресурсов, деловая репутация", - говорит Вадим Владимиров.
Количество обоснованных и необоснованных жалоб по 44-ФЗ за 1-2 кварталы 2015-2016 гг.
Источник: Управление ФАС по Санкт-Петербургу
Конкурсную документацию проверяют и в комитете по госзаказу. Впрочем, от решения по-настоящему серьезных проблем, связанных с конкурсами, там категорически открещиваются. "Полномочия комитета по госзаказу заканчиваются на определении победителя, в соответствии с требованиями закона. Заключение контракта относится к компетенции заказчика", - говорит Сергей Бухаров, начальник отдела проверки участников торгов и межведомственного взаимодействия комитета.
Тут напрашивается вопрос, зачем тогда комитет по госзаказу вообще нужен? В комитете говорят, мол, это изложено в законах. Кроме того, по словам Максима Похила, начальника юридического отдела комитета по госзаказу, экономия бюджетных денег при торгах составляет миллиарды рублей ежегодно. В этом результате он видит заслугу именно комитета.
Между тем, не первый месяц длится судебный спор по поводу 8 закупок на текущий ремонт (замена верхнего слоя асфальта) петербургских дорог. 10 февраля УФАС рассматривал жалобы на эти конкурсы, и выдал предприсание о внесении изменений в конкурсную документацию, однако заказчик все равно заключил контракт с подрядчиком-победителем.
Конкурс, по мнению УФАС, ограничивал конкуренцию. От подрядчика требовался опыт работ по ремонту дорог именно обычного типа и именно за последний год. Логика заказчика здесь необъяснима: почему в конкурсе не может поучаствовать, например, компания, которая два года назад построила какую-нибудь новую магистраль в Петербурге? Чем опыт такой компании хуже, и почему он не подходит? Отвечать на такие вопросы чиновники предпочитают, ссылаясь на закон и игнорируя логику.
На 23 июня назначено заседание аппеляционной инстанции, которая будет решать, отменять ли контракты, которые уже заключены. Это знаковый процесс. Его результат покажет, каковы пределы разумного в системе госзаказа, и как разумное сочетается с законным.
Также взывая к разуму, УФАС по Петербургу предлагал ввести налог на жалобу, чтобы как-то снизить их количество. Однако в ФАС РФ его предложение отвергли.
Статистика "постоянных" жалобщиков (за период с 1 января по 18 мая 2016 г.)
Источник: Управление ФАС по Санкт-Петербургу
При этом в комитете по госзаказу говорят, что в рамках судов совместно с УФАС защищают бюджетные деньги и конкуренцию. "Если у нас возникают какие-то споры, мы переходим в плоскость судебных разбирательств. Это цивилизованные отношения. Дело в том, что 44-ФЗ, с точки зрения правоприменения, закон молодой, он действует всего два года. И вот мы в рамках цивилизованных процедур пытаемся выработать практику применения этого закона", - считает Максим Похил.