Управляющий партнер CLC Наталья Шатихина о том, почему растет число возбужденных уголовных дел против предпринимателей.
В середине мая бизнес–омбудсмен Борис Титов предложил создать единый правоохранительный орган для расследования экономических преступлений — якобы для снижения давления на российский бизнес. Кроме того, предложены очередные изменения в УК. Трудно оценивать законотворческие инициативы по сообщениям СМИ, но некоторые вещи представляются совершенно очевидными.
Первое, что бросается в глаза, — явное логическое несоответствие между доводами и выводами. Уполномоченный и многочисленные отчеты констатируют пороки в работе правоохранительных органов, судебной системы, а менять по какой–то причине предлагают уголовный закон. Эта извечная ловушка, в которую попадают коллеги, никогда не занимавшиеся проблемами так, как требует методика. Странно лишь, что мудрые люди, отмечая, что стратегия не работает, продолжают ей следовать.
По существу же можно сказать следующее. Прирост числа возбужденных уголовных дел против предпринимателей связан во многом с курсом на повышение финансовой прозрачности рынков, борьбой с компаниями–однодневками, работой по выявлению налоговых нарушений.
Этот процесс для общества необходим как воздух. Известно, что налоговая сильно улучшила свой кадровый состав и привлекать к ответственности стали чаще. Рост мошенничеств вызван также во многом кампанией против незаконных возвратов НДС, которые квалифицируются как хищения. Существенная часть обвинений в хищениях предъявляется представителям бизнеса вместе с коррупционными делами против должностных лиц.
Огромная часть хищений связана с кредитными организациями. При всем желании защитить бизнес, надо понимать, что мы не можем лишать возможности привлекать к ответу недобросовестных предпринимателей, не соблюдающих финансовую дисциплину. Надо помнить, что недобросовестный бизнес выгоднее, чем добросовестный.
Что касается повышения минимальных размеров ущерба от преступлений, то это лишь декорация, которая имела место в 2011 году, когда статистика по экономической преступности формально рухнула, но легальному бизнесу это не помогло. Зато целые сегменты незаконного бизнеса выпали из сферы внимания правоохранителей в связи с невозможностью возбудить уголовное дело: незаконное производство алкоголя, лекарств и БАДов, транспортные услуги и многое другое.
Лица, совершившие впервые преступления небольшой и средней тяжести и возместившие ущерб, и сегодня имеют возможность избежать уголовной ответственности. Надо честно сказать, что сегодня развиваться бизнесу нормально мешают коррупция, отсутствие реальной состязательности и независимости в суде, низкое качество подготовки правоохранительных органов и нежелание самого бизнес–сообщества вырабатывать механизмы транспарентности. Как будто все эти законопроекты создаются ради самого процесса их создания. Сложный, длительный и кропотливый анализ эффективности правоохранительной системы может и должен вестись. Только он даст результат.