На праймериз в США основные кандидаты от Демократической и Республиканской партий Дональд Трамп и Хиллари Клинтон оторвались от преследователей после крупных раундов. Их лидерство выглядит неоспоримым, но ситуация такова, что может привести к расколам в обоих партиях либо значительным политическим реформам.
Минувшей ночью в США состоялись праймериз сразу в пяти штатах на северо-востоке страны — их окрестили "праймериз Акелы", по названию железнодорожного маршрута, соединяющего штаты (кстати, Acela — это единственный высокоскоростной поезд в США); по-русски же невольно получается другой каламбур, связанный с известным эпизодом из Киплинга. Акела мог промахнуться, и в этом была интрига.
Но он не промахнулся: Дональд Трамп триумфально выиграл везде. Учитывая, что в трех из пяти штатов победитель получал голоса всех делегатов, он оставил преследователям, Теду Крузу и Джону Касичу, на двоих лишь шесть делегатов предстоящего партийного съезда в Род-Айленде. Теперь у него 950 делегатов из необходимых для номинации 1237.
Круз и Касич недавно договорились об объединении усилий: они собираются поделить между собой штаты, чтобы не дробить сторонников. Но и этого, кажется, не хватит для того, чтобы противостоять эксцентричному миллиардеру. Неделей ранее Трамп так же вчистую выиграл в Нью-Йорке, после чего победа Теда Круза стала невозможной. Его соперникам остается стремиться к тому, чтобы довести дело до голосования на самом съезде и перетягивания на свою сторону неопределившихся делегатов (в той же Пенсильвании их, например, 54).
Хиллари Клинтон также не промахнулась, она одержала верх над Берни Сандерсом в четырех из пяти штатов, уступив лишь в крошечном Род-Айленде. Убедительными ее победы стали лишь в Пенсильвании и Мэриленде, с преимуществом чуть не в 2 раза, но в целом она теперь считается уже без пяти минут победителем. Хотя на праймериз она заручилась пока лишь 1622 делегатами из необходимых 2382, за нее на съезде проголосует более полутысячи "суперделегатов" из числа партийного руководства.
Берни Сандерс, также уступивший в Нью-Йорке, уже думает над тем, что делать дальше. После праймериз он заявил, что на съезде собирается поднять вопрос о создании прогрессивной платформы в Демократической партии. На самом деле его результаты могли бы быть более внушительными, если бы не закрытые во многих штатах праймериз — голосовать на них могли только демократы, зарегистрировавшиеся еще до начала праймериз, и молодежь, которую к кампании привлекла только персона Сандерса, оказалась за бортом. Все закрытые праймериз выигрывает Хиллари Клинтон.
Сейчас она уже начала сосредотачиваться на критике республиканских кандидатов, готовясь к самим выборам; Клинтон и ее советники все чаще призывают Берни Сандерса к сотрудничеству — если он смягчит свою риторику и перестанет атаковать Клинтон. "Фактор Сандерса" стал слишком значительным, чтобы его игнорировать, за счет пожертвований от мелких спонсоров он привлек в избирательный фонд значительно больше денег, чем Клинтон с ее миллионерами и крупными компаниями — в марте это составило $46 млн против $29,5 млн у Клинтон. Это говорит о большой поддержке. Сенатор от Вермонта не упускает случая, чтобы покритиковать Клинтон за деньги сомнительного происхождения — например, за $25 млн, которые она получила в качестве гонораров за лекции в период между уходом из Госдепа и выдвижением на выборы.
Критика и обвинения в адрес Демократической партии, судя по показателям Сандерса, находят отклик среди американцев, в первую очередь молодых. По соцопросам его отделяют от Хиллари Клинтон считаные проценты, он почти не уступает ей по популярности. На фоне постоянных скандалов вокруг фигуры экс-госсекретаря запрос на реформирование Демократической партии и политической системы в США в целом стал очевиден. Если Клинтон не будет справляться с Трампом в одиночку, ей, вероятно, придется прибегнуть к помощи Сандерса и пообещать политические реформы.