Кадетский корпус на Московском пр. за 4 млрд рублей передадут суворовцам по частям

Окончание скандально известной стройки в здании, куда должны переехать суворовцы, может сдвинуться. Субподрядчики говорят, что на работы — а вся стройка стоит 4 млрд рублей — нет денег. При этом заказчик обещает сдать часть объекта даже раньше времени.

" ДП " побывал на стройплощадке на Московском пр., 17, где на территории 2,2 га идет реконструкция Кадетского корпуса (КРАК). В него еще осенью 2015 года должно было переехать Суворовское училище (сейчас оно размещается в Воронцовском дворце на Садовой ул., где требуется капремонт). После срыва сроков их перенесли на 25 декабря этого года, а генподрядчика сменили.
Сначала КРАК реконструировала компания "Интарсия" по контракту на 4,8 млрд рублей. Летом 2015 года заказчик работ, Главное управление обустройства войск (ГУОВ, подведомственно Минобороны), расторг контракт и в июле заключил новый контракт на 4,1 млрд рублей с компанией "Деметра".
Параллельно ГУОВ подало иск о взыскании 2,2 млрд рублей с "Интарсии" и выиграло суд. "Интарсия" пытается оспорить это решение, и в то же время тучи над ней сгущаются. Владелец контрольного пакета компании Виктор Смирнов уехал в Великобританию и возвращаться в Россию пока не собирается, возможно опасаясь уголовного преследования. Причем опасения его далеко не беспочвенны, говорят многочисленные собеседники "ДП" на строительном рынке.  
" ДП " разбирался, помогла ли смена подрядчика решить проблему с темпами работ и не грозит ли зданию участь очередного долгостроя в самом центре Петербурга.

Количество и качество

Когда "Деметра" только вышла на объект, стройка пошла по-настоящему ударными темпами. На площадке ежедневно трудилось до 1,5 тыс. человек. Для сравнения: у "Интарсии" работало в среднем 300-400 человек в день.
Но в конце 2015 года субподрядчики "Деметры" — а их больше десятка — начали рассказывать "ДП" на условиях анонимности, что деньги на работы на КРАК больше не выделяются. По их мнению, по этой причине стройка почти полностью встала. По их словам, с субподрядчиками провели собрание, где якобы сообщили, что дальнейшее финансирование проекта не утверждено и когда его утвердят — неизвестно. После этого общение субподрядчиков с генподрядчиком перешло в формат переписок, рассказывали собеседники.
В течение февраля и марта 2016 года представители субподрядных компаний продолжали сообщать аналогичную информацию. Впрочем, ни одной официальной жалобы в адрес "Деметры" или в адрес заказчика в лице ГУОВ или Минобороны от них не поступило.
В "Деметре" говорят, что долгов у компании нет. "Субподрядчику нужно подтверждать все выполненные работы исполнительной документацией, предоставлять документы для освидетельствования в КГИОП, отчитываться о промежуточных этапах работ и соблюдении проектных решений и т. д.", — говорят в компании. "Мы не обязаны авансировать подрядчиков, и это четко прописано в контракте. Мы обязаны оплачивать выполненную работу, что мы и делаем: все принятые работы оплачены", — говорят в ГУОВ.

Топили и топить будем

В середине марта история получила развитие. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) направило письмо в прокуратуру, Министерство культуры и комитет по охране памятников (КГИОП). В письме говорится, что, по данным ВООПиК, работы на стройке КРАК не ведутся. Градозащитников это беспокоит потому, что под штукатуркой в одном из зданий комплекса обнаружена историческая живопись, лепной декор потолков и исторические порталы дверей.
"По имеющейся информации, в настоящий момент на территории комплекса реставрационные работы фактически не производятся, не выполняются мероприятия по сохранению и консервации предметов охраны. В исторических зданиях отсутствует отопление и остекление оконных заполнений. Раскрыта штукатурка фасадов", — говорится в письме.
На основании этого обращения экспертам КГИОП предстоит провести проверку и сообщить о ее результатах в прокуратуру и Минкульт.
В ГУОВ говорят, что отопление работало всю зиму, однако подтверждающих документов не предоставили, сославшись на то, что делать этого не обязаны. "Контур всех зданий, то есть крыши и окна, закрыт. Запрос ВООПиК нас удивил. Сотрудники КГИОП каждую неделю, по пятницам, проверяют состояние объекта. Более того, сообщество петербургских реставраторов восхищено работами, которые здесь ведутся. КГИОП даже проводил здесь обучение реставраторов", — сказал один из представителей ГУОВ.
Реставрационные работы "Деметра" ведет самостоятельно, без привлечения субподрядчиков. Научный руководитель реставрационной группы Дмитрий Львов курирует работы с самого начала. Он вместе с группой реставраторов, а также проектировщики и конструкторы, работали в "Интарсии", а после смены генподрядчика перешли работать в "Деметру".

С высоты птичьего полета

Между тем в распоряжение "ДП" попали фото и видео стройплощадки на Московском пр., сделанные совсем недавно, 15 апреля 2016 года (дата съемки отражена в свойствах файлов). Они тоже заставляют беспокоиться о состоянии КРАК. Видимых признаков работ на фото, пожалуй, нет, и как минимум в одном из корпусов отсутствует часть крыши, балки выглядят прогнившими, а на этажах свален строительный мусор.  
Когда " ДП " показал представителям ГУОВ и "Деметры" эти кадры, они заявили, что на съемке — стройка прошлогодней давности. И добавили, что совершенно точно в этом уверены. Они заверили, что сейчас все корпуса, кроме одного здания-новодела, покрыты крышами.
После объяснений, что съемка сделана неделю назад, сотрудники "Деметры" заявили, что это "жареные факты", которые "кто-то изданию заказал", и озвучили ряд других обвинений в адрес журналистов.
Посмотреть на участки, изображенные на фото, корреспондент "ДП" лично не смог. По словам строителей, это опасно. Правда, они предложили на следующий день заказать строительный кран и продемонстрировать с него все крыши. "Скорее всего, на фото — проем, необходимый для проноса оборудования. Во время съемки полиэтилен с него был снят для рабочих целей. Затем его снова закрыли", — прокомментировал заместитель начальника регионального управления ГУОВ Александр Козлов.  

Экскурсия

Зато по другим участкам КРАК представители ГУОВ и "Деметры" охотно провели для "ДП" личную экскурсию. Строители заверили, что всего на стройке ежедневно работает около 100 человек. Но корреспондент "ДП" увидел лишь пару десятков.
Экскурсию начали с ключевого здания комплекса, бывшего дворца графа Воронцова. Здесь суворовцы будут учиться и посещать библиотеку, часть помещений отводится под музей, а исторический белый зал оборудуют мультимедийной системой и превратят в актовый, для проведения мероприятий.
Исторические ценности, о которых беспокоятся градозащитники, находятся как раз в залах этого дворца. Во время работ здесь обнаружили намазную лепку, которую в советские времена  называли "шубка" (см. на фото №5 в галерее ниже). "Мы нашли лепной декор, сделанный вручную. Его же обнаружили в Воронцовском дворце в Суворовском училище. Похожий принцип декорирования применялся и в Смольном соборе, только там формы — округлые. Эта находка косвенно указывает на то, что и здесь в работах принимал участие Растрелли, который много работал для Воронцовых. Историки об этом много спорят", — рассказал руководитель реставрационной группы Дмитрий Львов.
Мимо будущего парадного входа с мраморными полами, стилизованного под эпоху Воронцовского дворца, мы проследовали на второй этаж, в Георгиевский зал, где под штукатуркой XIX века была обнаружена еще одна ценность — живопись XVIII века. И это еще один предмет беспокойства градозащитников. По словам Дмитрия Львова, работы по реставрации и консервации здесь завершены. Участки живописи закрыты и укреплены. Штукатурка рядом с ними будет подкрашена в цвет стен, и все это закроют стеклом. "Это единственная подлинная живопись XVIII века в Петербурге, которую не дописывали художники-реставраторы. Отопление тут всегда было, мы бережно охраняем эту находку", — сказал Дмитрий Львов.

Лимит финансирования

Представитель ГУОВ Александр Козлов не отрицал, что активных работ на стройплощадке сейчас не ведется. "На днях Федеральное собрание утвердило федеральный бюджет. Соответственно, теперь известна сумма, которую выделят Министерству обороны. Будут утверждены лимиты финансирования по объектам министерства. Финансировать КРАК, как и другие стройки, будут в пределах этих лимитов. Не зная их, мы просто не могли спланировать очередность и этапность работ. Хочу заметить, что после передачи стройплощадки "Деметре" летом прошлого года на стройку буквально за пару недель вышло около 1,5 тыс. человек. Работы шли полным ходом. Все деньги в рамках лимита финансирования на 2015 год "Деметра" выработала и даже выполнила около 20% работ за свой счет. Долгов у нас перед компанией и у нее перед субподрядчиками нет. Думаю, что через неделю активная фаза работ возобновится. Сейчас в основном мы занимаемся благоустройством, подготовкой инженерных сетей и, конечно, реставрацией", — сказал он.
По данным ГУОВ , в КРАК выполнены работы на 2 млрд рублей. Судя по разнице в стоимости контрактов "Интарсии" и "Деметры", можно подсчитать, что первому генподрядчику зачли работы на 700 млн рублей. Таким образом, "Деметра" выполнила работы на оставшиеся 1,3 млрд рублей.
Эти цифры расходятся с цифрами, прописанными в контракте с "Деметрой". Там оговорено исполнение на 1,7 млрд рублей в 2015 году и на оставшиеся 2,3 млрд рублей в 2016 году. При этом в контракте уточняется, что "оплата осуществляется в пределах лимитов финансирования", то есть на основании тех самых федеральных денег, о выделении которых говорит представитель ГУОВ.
Соответственно, надо полагать, денег на стройку выделяют меньше, чем планировалось изначально. Отсюда и жалобы субподрядчиков, и крайне немногочисленные рабочие на гигантской стройплощадке КРАК.
Впрочем, другие "экскурсоводы", демонстрировавшие "ДП" стройплощадку, спешно перебили представителя ГУОВ, описывающего реальную ситуацию с финансированием стройки. Так, сотрудники "Деметры" хором заверили, что работа кипит в другом месте — в реставрационных мастерских и на производствах субподрядчиков, поэтому на стройке мало рабочих. Кроме того, они заявили, что много народу сейчас на стройке быть и не должно, сославшись на проект организации строительства (ПОС). В соответствии с ним, по словам строителей, с зимы идут работы на инженерных сетях и грузовой транспорт, например бетоновозы, не может перемещаться по территории.   
Также в контракте с "Деметрой" оговорены промежуточные этапы работ: к 1 мая, то есть уже через неделю, должна завершиться посадка газонов и деревьев, устройство стадиона и финишного покрытия проездов. "Этот срок сдвинулся, поскольку все завязано на лимит финансирования", — пояснил Александр Козлов. В ГУОВ отметили, что сроки переносятся законно, в рамках дополнительного соглашения.

Найти разницу

В распоряжение редакции также попала тысяча снимков официальной фотофиксации, которая проводилась на объекте накануне смены генподрядчика и заключения нового договора. На первых фотографиях — состояние объектов весной-летом 2015 года, на вторых — сейчас, в апреле 2016 года.  
Спортивный комплекс
Фасад столовой
Клозетная башня
Фасады спорткомплекса (красный кирпич) и главного корпуса
Библиотека

Успеют — не успеют

Строители клянутся, что уложатся в сроки. Сдавать объект ГУОВ собирается в две очереди. "Теперь, когда финансирование утверждено, начальник Суворовского училища должен окончательно согласовать нам задачу. График поэтапного ввода объекта уже есть. Скорее всего, первая очередь — это будет столовая, спортзал с учебным корпусом, здания для проживания и обучения, медицинский пункт, в общем, все, что необходимо, чтобы суворовцы могли учиться. Именно на эти объекты мы сразу выведем максимум рабочей силы. Обеспечить учебный процесс на определенное количество курсантов, например на два курса, мы готовы уже с 1 сентября. Корпус допобразования, тир, бассейн — это, вероятно, второй этап. Но работы по фасадам этих зданий, а также по благоустройству будут завершены к моменту сдачи первой очереди, чтобы больше не приходилось заводить крупногабаритную технику", — объясняет Александр Козлов.
Он также отмечает, что КРАК еще не подключен к электросетям по постоянной схеме. "Мы вынуждены были заключить договор с Оборонэнерго на поставку дополнительных мощностей. Также на стройке установлена дизельная электростанция. Даже выполнив все строительно-монтажные работы, даже установив всю мебель во всех корпусах, мы продолжаем зависеть от города. Зданию необходимо электроснабжение. Город выполняет данные работы в соответствии с регламентом, в течение 18 месяцев. Сейчас мы прилагаем все возможные усилия, чтобы сократить эти сроки. Если решить этот вопрос не удастся, в здании будет только тепло и освещение, а оборудование работать не сможет", — говорит он.

СПРАВКА

В здании Константиновского военного училища на Московском пр., по планам, будут обучаться 560 человек (семь курсов по 80 человек), работать около 70 административных сотрудников, а также преподаватели, воспитатели, работники охраны, обслуживающий персонала и работники столовой. После реконструкции комплекс зданий будет включать в себя два учебных корпуса, медпункт, корпус для допобразования, баню, спорткомплекс с бассейном и тиром, поля для игр в баскетбол, минифутбол, автостоянки и технические сооружения.