Антимонопольная служба и чиновники Смольного выясняют отношения в судах. Камнем преткновения стал вопрос, распределять ли бюджетные деньги на однотипные работы одним конкурсом, что выгодно крупным компаниям, или несколькими лотами в интересах малого бизнеса.
Отношения антимонопольной службы и дирекции транспортного строительства (ДТС, подведомственна комитету по развитию транспортной инфраструктуры) обострились. Ведомства ведут сразу несколько судебных процессов, но суть разбирательств во всех случаях одна и та же.
Антимонопольщики отстаивают интересы малого бизнеса и требуют, чтобы чиновники распределяли госзаказ небольшими лотами. Однако дирекция продолжает объединять однотипные работы в один конкурс. Это делает цену контракта достаточно высокой — более 100 млн рублей, и малый бизнес уже не может подавать заявки на такие конкурсы из-за нехватки опыта, техники, ресурсов.
Один из таких судов прошел на этой неделе и касался конкретного конкурса на текущий ремонт искусственных конструкций (мосты, развязки) стоимостью 181 млн рублей. Такая цена сформировалась, потому, что в конкурс объединили разные объекты из семи районов города, а к ним присовокупили еще и разработку проектов работ в двух районах. Подрядчики пожаловались в антимонопольную службу (УФАС по Петербургу).
Изучив дело, антимонопольщики заявили, что требованиям соответствовала только одна петербургская компания — "Экодор" (подразделение группы "АБЗ-1"). Заказчик требовал, чтобы у участника конкурса был опыт ремонта покрытий мостов и путепроводов именно за 2015 год и именно на территории Петербурга. УФАС требует отменить конкурс. В ДТС пока не поделились с "ДП" своей позицией по этому вопросу.
ДТС
далеко не всегда выполняет требования УФАС по Петербургу. Так, разбирательство по аналогичному вопросу длится уже с 2013 года, и в этом месяце дошло до Верховного суда. В далеком 2013 году УФАС указало на то, что ДТС объединила заказы на ремонт дорог в разных районах в несколько крупных конкурсов и таким образом нарушила принцип равного доступа для подрядчиков.
"Это очень важное решение для антимонопольного органа. Мнение Верховного суда крайне необходимо в решении данной проблемы, так как у нижестоящих судов на всей территории страны не было единообразия в рассмотрении аналогичных дел", — говорит руководитель УФАС по Петербургу Вадим Владимиров.
Однако в
ДТС
считают, что и так уже давно выполнили требование УФАС и перестали объединять районы, которые не граничат друг с другом. Объединять пограничные районы можно, и Верховный суд не запрещал этого делать, считают в ДТС.
Аналогичным образом в этом году были объединены конкурсы на работы по содержанию дорог. Их проводил другой комитет Смольного — по благоустройству. Подрядчики жаловались в УФАС и здесь, но успеха не достигли.
Главный "жалобщик" Петербурга (направляет жалобы десятками, в том числе на конкурсы, в которых сам не участвует), владелец компании "Спецстрой" Артур Данчаров, считает, что ДТС лукавит, говоря про объединение пограничных районов. "При чем здесь районы? Ведь речь идет о конкретных участках, а не о ремонте всех дорог района. Возьмем для примера конкурс на ремонт Калининского и Красногвардейского районов. В одном нужно отремонтировать только одну дорогу — Светлановский проспект, а в другом — только участки Заневского и Малоохтинского проспектов. Эти дороги друг с другом никак не граничат", — говорит он.
В данном случае в результате объединения работ стоимость контракта составила 438 млн рублей, что, конечно, не позволило подать заявки малому бизнесу. Таким образом были распределены 2,5 млрд рублей на текущий ремонт дорог в Петербурге, о чем "ДП" уже подробно рассказывал.
Чиновники обычно замечают, что малый бизнес идет на субподряд к крупным игрокам. В ряде контрактов даже прописывается требование о привлечении малого бизнеса на определенный процент работ: как правило, он составляет от 15% до 30%. С другой стороны, генподрядчик всегда может подойти к этому вопросу формально и нанять дружественные и тесно связанные с его холдингом компании.