Как за пять шагов открыть ферму с выручкой 1 млн в месяц

Автор фото: Ковалев Петр

Петербургский предприниматель Леонид Цой вместе с партнерами владеет двумя агрохозяйствами на 4300 голов крупного рогатого скота в Волосовском районе Ленинградской области. Однажды бизнесмен решил попробовать себя еще и в качестве экофермера и открыл небольшое хозяйство, а также магазин фермерских продуктов на Греческом пр., недалеко от Смольного.

Первое молочное хозяйство агропромышленник Леонид Цой вместе с партнерами приобрел в Волосовском районе в 2003 году. "Хозяйство было в сложном финансовом состоянии", — вспоминает предприниматель. Постепенно удалось укрепить позиции компании, расширить производство. Сегодня агрохолдинг Леонида Цоя и партнеров под названием "Это у нас семейное" объединяет два многопрофильных хозяйства в Волосовском и Тихвинском районах.
Общее поголовье составляет 4300 голов крупного рогатого скота. Кроме производства молока, молочных продуктов и мяса в хозяйствах выращивают птицу: кур, индюшек и цесарок. Общий объем производства хозяйств — 145 млн рублей в год.
У Леонида Цоя интересная семейная история. Он выходец из корейской семьи, которая жила в Узбекистане, куда еще в 1930–е годы была переселена с Дальнего Востока. Из Ташкента советские корейцы переезжали в другие регионы страны. Дедушка Леонида, Ичен Цой, в разное время возглавлял сельхозпредприятия, а в 1970–е годы переехал с семьей в солнечный, тогда еще совершенно безопасный Дагестан.
Здесь, по словам Леонида, его дедушка научил кавказцев выращивать рис. "До этого времени на Кавказе рис не выращивали", — уверяет предприниматель. В 1990–е годы семья перебралась в Петербург, и здесь Леонид окончил школу и поступил в Аграрный университет в Пушкине, получил специальность зооинженера, затем продолжил обучение в аспирантуре и получил степень кандидата сельскохозяйственных наук. Еще в студенческие годы он начал заниматься агробизнесом. "Все детство я провел, помогая отцу работать в поле: выращивали бахчевые, держали коров, коз, птицу", — рассказывает предприниматель. В те годы было трудно предположить, что страна будет завалена импортной сельхозпродукцией, потом настанут времена санкций и полки магазинов оскудеют.
Ассортимент магазина площадью 110 м2 (инвестиции — 4 млн рублей) пока небольшой, и к концу дня почти вся продукция (свежее мясо и птица, молочные продукты) продана, прилавки пусты. Работают здесь четыре человека: рубщик мяса, два продавца и директор магазина. Вскоре на втором этаже планируют открыть кулинарию немецкой кухни, где заработает и производство мороженого. В будущем еще один такой магазин появится в деревне Порошкино. Планируемый оборот магазина — 750–1000 тыс. рублей в месяц, рентабельность продаж — 30%.
Сегодня в регионе работает 96 крупных молочных предприятий, а также более 1 тыс. фермерских хозяйств, половина из которых развивают молочное животноводство.