Генеральный директор онлайн-кинотеатра MEGOGO в России о том, какой контент должны предлагать видеосервисы.
Еще 6–7 лет назад сложно было представить, что интернет–кинотеатры станут доступны на различных клиентских устройствах, популярнейший торрент–трекер rutracker будет заблокирован государственными органами за нарушение авторских прав, традиционные телеканалы придут в диджитал (цифровой формат. — Ред.), а наиболее перспективной статьей доходов в Рунете станут пользовательские платежи. К 2016 году все это стало реальностью.
Сегодня уровень проникновения доступа в Интернет на территории России среди населения в возрасте от 16 лет достиг отметки 70,4% (данные GFK), из них больше половины выходят в Сеть через мобильные устройства. Потребление видео занимает вторую строчку по популярности запросов после соцсетей. Люди смотрят в интернет–среде то же самое, что и на телевидении или в кинотеатрах, но меняется форма и характер их потребления. Растет доля просмотра короткого видео и телевизионного контента на мобильных устройствах, в то время как доля просмотра длинного контента — премиальных продуктов, которые выходят следом за появлением кинотеатральных премьер, — вот уже третий год продолжает расти в сегменте Smart TV. Удобство использования онлайн-кинотеатров вместе с качественной связью побуждает пользователей все чаще осознано выбирать просмотр видео у контент-провайдеров. Но чтобы оставаться в лидерах, нам необходимо предложить аудитории что–то новое: лучший контент и выбор продуктов, больше возможностей для накопления положительного пользовательского опыта.
Это наводит на мысли: сегодня лучшее, что может предложить видеосервис, это синергию форматов — объединение привычного ТВ и возможностей диджитальной среды — ее интерактивности, где только пользователь решает, что и как он хочет смотреть. Речь идет как о появлении традиционных линейных телеканалов в OTT–среде, так и о создании в онлайн–кинотеатрах на основе собственного видеоконтента интерактивных каналов, где пользователь, отталкиваясь от своих предпочтений, выбирает формат просмотра: смотреть как привычный телеканал (то, что ему предлагает редакция) или находить в сетке программ то, что больше нравится.
Нельзя списывать со счетов нишевые сервисы (например, "Амедиатека" специализируется на зарубежных сериалах), ведь объем аудитории фанатов (так называемых гиков) достаточно велик и потребность в определенные продуктах — исключительно сериалах или, например, французских фильмах — всегда будет. Но если мы говорим про массовый спрос, полагаю, что мультиформатные сервисы с наличием универсального набора продуктов потенциально способны привлечь и удовлетворить потребности большего числа пользователей, а также занять лидирующие позиции на этом конкурентном рынке.
Пользователь хочет смотреть разные виды контента, в разных средах, с разным типом вещания, поэтому, ориентируясь на массовый спрос, нужно быть максимально многосторонними: закупать как зарубежный, так и отечественный контент, работать как с платными моделями монетизации (подписки, поштучная продажа видео), так и с рекламной моделью, предоставлять допсервисы, например ТВ, и создавать свои собственные интерактивные каналы.