Гендиректор сервиса онлайн–займов "Робот–Займер" Сергей Седов — о том, как изменится рынок МФО в связи с новыми поправками в закон.
На прошлой неделе вступили в силу поправки в законодательство, которые во многом меняют правила игры для микрофинансовых организаций (МФО). В конечном счете этот рынок ждут кардинальные изменения, прежде всего по части количества игроков. В первую очередь проблемы могут возникнуть у МФО, действующих недобросовестно, завышающих проценты за пользование займом не только выше уровня полной стоимости кредита (ПСК), но и выше четырехкратного размера суммы займа. Кроме того, с момента позиционирования организации как микрокредитной компании у нее исчезает возможность привлечения денежных средств физлиц, не являющихся ее учредителями, что может повлечь неблагоприятные последствия для деятельности компании.
Также, безусловно, проблемы возникнут у ряда онлайн–компаний. По новым правилам онлайн–займы смогут выдавать только микрофинансовые компании (МФК) с момента получения ими соответствующего статуса. Надо полагать, что с рынка уйдет 70–80% онлайн–игроков с капиталом ниже 70 млн рублей, поскольку не все смогут перейти в офлайн. В довесок они понесут дополнительно немалые издержки, связанные с операционными расходами, открытием и содержанием офисов. Онлайн–МФО останется на рынке около 20–30%, другие или уйдут в офлайн в связи с невозможностью осуществления удаленной идентификации, или прекратят свою деятельность на рынке, не сумев перестроить бизнес.
На наш взгляд, после принятия закона о разделении рынка на федеральном уровне останутся несколько сотен крупных МФО с прозрачной отчетностью и эффективными бизнес–моделями, остальные будут действовать на региональном и местном уровне в офлайн–режиме. В дальнейшем порог капитала 70 млн рублей и ограничение возможности упрощенной идентификации для микрокредитных компаний (МКК) позволит упорядочить выход на онлайн–рынок новых компаний, что ранее никак не регулировалось. Теперь доступ к данному бизнесу будет существенно ограничен, что позволит выстроить структурированный рынок с эффективными игроками.
Центробанк РФ
вводит регулирование с целью формирования цивилизованного легального рынка с эффективными и ориентированными на клиента игроками, очищая при этом сегмент от неблагонадежных и некомпетентных участников. Вводя повышенные требования к МФО, регулятор также увеличивает уровень доверия населения к микрофинансированию. Зачистке рынка послужит и мера по ограничению общего размера переплаты по потребительским займам, если срок возврата по договору не превышает 1 год. Сегодня многие компании с низким уровнем оценки клиентов и высокой долей просроченной задолженности устанавливают высокие процентные ставки и размер неустоек. Поэтому вышеуказанная мера позволит пресечь неэффективную модель работы и подтолкнуть игроков к формированию более качественной скоринговой системы и адекватной гибкой коммерческой политики или, в противном случае, завершить свою деятельность на рынке.