Прикинулись местными

Большая часть товаров для дома, представленных в продаже, выпускается на территории России, но часто международными холдингами под ино-странными брендами, из импортного сырья.

Среди товаров, используемых в быту, сейчас достаточно много продукции российских производителей. Доля их растет, отмечают в торговых сетях, но многие производители до сих пор не способны обеспечивать регулярные поставки больших объемов.

Российская доля

В магазинах сети "Максидом" по направлению "Товары для дома" доля российской продукции в объеме продаж составляет более 50%, при этом в рублях она не достигает 30%. Такая разница объясняется тем, что посуда и хозтовары, производимые в России, — это в первую очередь пластиковые изделия, товары для уборки и для консервирования. "Эти товары дают высокий оборот в штуках, но при этом не имеют емкости в деньгах", — отмечает член совета директоров "Максидома" Мария Евневич.
Похожее соотношение отмечают и другие ретейлеры. По словам руководителя департамента "Сделай Сам" компании "Юлмарт" Андрея Мелехова, в категории товаров для дома (без учета инструментов, сантехники и стройматериалов) доля продукции отечественного производства составляет 23% в выручке и 39% в ассортименте. При этом доля товаров российского производства в деньгах и в штуках в таких категориях, как мебель, матрасы, текстиль, гладильные доски и др., составляет до 80%. В посуде и товарах для кухни — около 40%. Есть также и категории, по которым доля импортной продукции остается существенной: в освещении, сантехнике, инструментах доля отечественной продукции не превышает 20–30%.
Международный ретейлер ИКЕА также давно сотрудничает с российскими поставщиками. Как поясняет руководитель отдела корпоративных коммуникаций ИКЕА в России Игорь Кисиль, закупочный офис в России был открыт в 1991 году, задолго до открытия первого магазина. Сейчас более половины объема товаров, продаваемых в российских магазинах ИКЕА, составляет продукция местного производства. В текстильной категории ИКЕА удалось достичь 40% локализации. В планах компании к 2025 году довести уровень локализации по всем категориям товаров до 80%, отмечает Игорь Кисиль.
Если говорить о крупной бытовой технике, то, как отмечают в сети "М. Видео", большинство мировых производителей локализировали свое производство в России еще в начале 2000–х годов.
Так, около 80% холодильников, представленных в сети "М. Видео", произведены на территории РФ, но только 4% составляет доля российских производителей. Доля стиральных машин иностранных брендов, собранных в РФ, составляет 90%, но российских моделей из них — единицы.

Трудности перевода

Увеличение доли закупок у местных поставщиков позволяет значительно сокращать затраты — в первую очередь транспортные расходы и таможенные пошлины, отмечают в ИКЕА. Правда, многие товары сложно назвать российскими на 100%. "Изготовление зачастую осуществляется с помощью импортного оборудования с использованием материалов и комплектующих иностранного производства, поэтому их стоимость также зависима от колебаний курса рубля", — поясняет Андрей Мелехов. В сегменте бытовой химии, например, подавляющее количество брендов принадлежит иностранным компаниям, но при этом значительная часть продукции производится в России местными компаниями.
Ретейлеры готовы и дальше увеличивать долю российских товаров, но есть и ряд проблем. "Небольшие объемы производства и при этом 100%–ный сбыт продукции приводят к незаинтересованности российских производителей даже в работе с крупными клиентами", — рассказывает Мария Евневич. В итоге могут возникать недопоставки продукции и дефицит на полке.