Первая в России поликлиника по схеме ГЧП будет построена в Петербурге за 3 млрд рублей

Первую в России поликлинику по схеме ГЧП построят в Петербурге, в районе Славянки. Стоимость проекта оценивается в 3 млрд рублей. Частные клиники планируют за него побороться.

Смольный этой весной проведет первый в истории города и России конкурс на государственно–частное партнерство (ГЧП) по строительству амбулаторно–поликлинического комплекса (поликлиники). Об этом "ДП" на выставке MIPIM рассказал начальник сектора ГЧП комитета по инвестициям Станислав Скачков.
По его словам, первый такой объект почти на 1,2 тыс. посещений в смену (760 взрослых и 420 детских визитов) построят в Славянке. "В Пушкинском районе поликлиник не хватает, поэтому мы приняли решение опробовать проект именно там", — пояснил чиновник.
По предварительным данным, стоимость поликлиники составит 3 млрд рублей. В рамках партнерства, рассчитанного на 27 лет, город предоставит победителю конкурса участок площадью 1,3 га под строительство объекта и компенсирует капитальные расходы в течение срока действия соглашения.
"Таким образом, построившая поликлинику компания вернет вложения и заработает на управлении поликлиникой и ее технической эксплуатации", — сообщил Станислав Скачков.
Конкурс будет открытый. Его объявят в конце апреля — начале мая. "Около месяца мы будем вести предварительный отбор участников. И еще 2 месяца — рассматривать конкурсные предложения. Участникам как минимум необходим опыт создания медицинских объектов и опыт привлечения финансирования", — пояснил Станислав Скачков.

Интересная идея

По данным Смольного , интерес к участию в конкурсе ГЧП уже проявили несколько крупных медицинских сетей. Но их названия не раскрываются. "ДП" опросил нескольких лидеров этого рынка и нашел потенциальных участников.
"Мы знаем про этот проект и раздумываем над участием в нем. У нас в этом районе уже работают два центра общей врачебной практики. Хорошо бы дополнить их еще и поликлиникой", — сообщил исполнительный директор "Евромед Групп" Илья Иванов. По его мнению, этот проект ГЧП, в отличие от многих других, хорошо структурирован государством. "У него есть шанс стать образцово–показательным в этой отрасли", — считает Илья Иванов.
"Мы тоже готовим пакет необходимой документации для участия в этом ГЧП", — сообщил совладелец клиники "Семь докторов" Бадри Аджамов. По его мнению, качественную медицину можно донести и на рынок ОМС, "поженив" государственную систему оказания таких услуг с методами частной врачебной практики. "И этот "брак по расчету" будет счастливым. Конечно, при условии, что расчет будет правильный", — говорит Бадри Аджамов.
"Мы, думаю, тоже примем участие в конкурсе. У нас есть и опыт строительства, и сеть частных клиник в Петербурге. Но надо изучить детали предложения Смольного. Часто на словах все красиво, а когда начинаешь читать документы, возникают вопросы", — говорит председатель совета директоров ГК "Энерго" Азат Григорьян.

Сложности ГЧП

До последнего времени медицинскую инфраструктуру в Петербурге строили только на бюджетные деньги. Лишь в прошлом году город провел первый конкурс на ГЧП для строительства нового корпуса больницы № 40 в Сестрорецке почти за 7 млрд рублей. Его выиграло ООО "Невская медицинская инфраструктура", за которым стоит консорциум итальянской Pizzarotti IE и Газпромбанка.
"Всего в разной степени готовности в городе 10 проектов ГЧП. Но других медицинских, кроме упомянутых, среди них нет", — сообщил Станислав Скачков.
"ГЧП работает там, где есть понятный источник дохода, за счет которого будут возвращаться затраты частного инвестора. Найти такой источник — самая сложная задача", — говорит партнер юридической фирмы "Качкин и партнеры" Дмитрий Некрестьянов. Применительно к медицинским объектам этим источником, по его словам, может быть либо бюджет (платежи из фонда ОМС), либо платежи от пациентов (но, если все услуги платные, это не нужно государству, поскольку утрачивается социальная составляющая). "Власть в нашей стране, к сожалению, не умеет мыслить категориями длительных экономических договоренностей. А инвесторам нужны гарантии и уверенность в инвестициях", — заключил Дмитрий Некрестьянов.
Мы пока тему ГЧП в своей практике не трогаем и с государством взаимодействуем минимально. Дело в том, что до последнего времени в законодательстве о подобном партнерстве было очень много пробелов. Все вопросы были решены только по ГЧП, связанному со строительством дорог. А другие темы, в том числе и оказание медицинских услуг, оказались несколько на обочине. Мы тоже готовы принять участие в таком проекте. Но власти не дают гарантий, что обеспечат клинику объемом работ, необходимым для окупаемости, на протяжении всего долгого срока действия соглашения. То есть возврат вложений бизнесу никто не гарантирует. А тема с ОМС еще и низкотарифная. Мы ее только осваиваем. И там не все понятно с точки зрения экономики и маркетинга.
Ефим Данилевич
гендиректор "Медпомощи 24"
Одна из причин неповоротливости схем ГЧП заключается в том, что у многих чиновников нет понимания, как работает этот механизм. Они мыслят стереотипами. И для юристов, разрабатывающих документы ГЧП, большая проблема — объяснить власти, чем эта схема отличается, например, от государственного заказа. Чиновники просто этого не понимают. Работать по старым схемам им гораздо проще. Действительно, схемы ГЧП очень сложны и требуют высокой квалификации чиновников. Им нужно предусмотреть огромный пласт вопросов юридического и организационного характера, вникнув в процесс на уровне предпринимателей. А это могут далеко не все. Впрочем, повышение квалификации чиновников — это вопрос времени.
Игорь Гущев
партнер юрфирмы "Дювернуа Лигал"