Как Арбитражный суд защитил свободу договора в России

Автор фото: Коммерсант

Не только валютные ипотечники пытаются добиться низкого курса доллара при погашении кредитов. Вполне солидные корпорации тоже не гнушаются требовать корректировки валютного курса. Однако российские суды пока не дают менять правила игры, пишет редактор "ДП" Александр Пирожков.

Валютные ипотечники, которые чаще всего безуспешно пытаются добиться от банков низкого курса доллара при погашении кредитов, не одиноки в своих неудачах. Требовать корректировки валютного курса в свою пользу не гнушаются и вполне солидные корпорации. Причем избавиться от валютных рисков задним числом им хочется не только в кредитных договорах, но и, к примеру, в договорах аренды. Но и им не всегда это удается.
Вчера стало известно, что Девятый арбитражный апелляционный суд отменил решение нижестоящего арбитража, который по иску "ВымпелКома" внес изменения в его заключенный в долларах договор аренды с собственником бизнес–центра "Эрмитаж Плаза" — компанией "Тизприбор". Об этом сообщило Российское агентство правовой и судебной информации. В декабре прошлого года суд первой инстанции по требованию "ВымпелКома" внес в договор аренды пункт, по которому в случае, если на дату платежа курс рубля составит более 42 рублей за доллар, платеж должен производиться по курсу 42 рубля. Такого льготного курса доллара даже валютным ипотечникам добиться в судах не удавалось.
Апелляционная инстанция, впрочем, такое сказочно щедрое к истцу решение не поддержала, указав в своем решении, что повышение курса иностранной валюты само по себе нельзя расценивать как существенное изменение обстоятельств, достаточное для изменения или расторжения договора в судебном порядке. Как видится автору этих строк, с облегчением после такого решения суда должны вздохнуть не только банки и арендодатели, имеющие дебиторскую задолженность в валюте, но и большинство бизнесменов.
Свобода договора — великое достижение частного права, но этот принцип отнюдь не означает свободу одной из сторон менять условия договора, если они вдруг стали ей невыгодны. Отказаться от правил игры, когда игра уже в разгаре, может позволить себе только сильная сторона в неправовом обществе. Или авантюрист вроде Остапа Бендера, готовый бросить шахматные фигуры в лицо выигрывающему сопернику и спасаться бегством. А мечтать о благополучном завтра в правовом государстве с сильной экономикой, пренебрегая сегодня своими обязательствами по договорам, по меньшей мере наивно.