ЦБ назначил временную администрацию в кредитном потребительском кооперативе "Семейный капитал"

Автор фото: Коньков Сергей

Центробанк назначил временную администрацию в кредитном потребительском кооперативе "Семейный капитал" Игоря Белоусова. От дальнейших действий регулятора зависит будущее его аграрного холдинга и судьба 20 тыс. пайщиков.

На сайте Центробанка появилось сообщение о назначении временной администрации кредитно–потребительского кооператива (КПК) "Семейный капитал". В течение полугода арбитражному управляющему Олесе Романчук, которая возглавила временную администрацию, предстоит решить судьбу крупнейшего в Петербурге кредитно–потребительского кооператива, созданного Игорем Белоусовым.
В худшем случае, если аудит, проведенный Центробанком, обнаружит серьезные нарушения, это может привести к отзыву лицензии и банкротству организации. В лучшем — кооператив продолжит работать и наращивать обороты.

Восхождение капитала

Председатель правления кооператива Игорь Белоусов начал бизнес в 2010 году, когда его компания "Кард Экспресс" привлекла 500 тыс. рублей за счет продажи векселей. В 2011 году появился кредитный кооператив. И всего за 4 года выручка ООО "Белоусов Групп", которая тогда аккумулировала большую часть активов "Семейного капитала", приблизилась к 1 млрд рублей (876 тыс. рублей по итогам 2014 года).
Бизнес–модель, придуманная Белоусовым, основана на том, что кооператив привлекает деньги пайщиков, вкладывает их в сельскохозяйственные активы и продает продукцию агрохолдинга через собственную торговую сеть "Семейный капитал". Интересно, что некоторые магазины сети совмещены с офисами по привлечению пайщиков. Основная масса пайщиков кооператива — люди пенсионного возраста, которые покупают дешевые продукты в сети "Семейный капитал". В Петербурге сеть "Семейный капитал" насчитывает 23 магазина, еще 25 в Карелии.
Ранее в интервью "ДП" Игорь Белоусов заявлял, что рентабельность сельского хозяйства — тысячи процентов и поэтому он может обещать пайщикам прибыль по депозитам 18% и выше. Каждый год связанные с Белоусовым компании совершали одну–три сделки по покупке производств и земельных участков под инвестпроекты. Той же стратегии кооператив придерживается до сих пор: в феврале этого года на Васильевском острове запущен мясоперерабатывающий завод "Меркурий", который за месяц выпускает 15 тыс. банок тушенки. Всего в КПК, по данным официального сайта кооператива, более 20 тыс. пайщиков. Причем наряду с физическими лицами в их число входят аграрные предприятия и сеть одноименных магазинов (см. "Компании–пайщики")

Первая реакция

В руководстве "Семейного капитала" отреагировали на действия ЦБ нервно. "Мы пока не знаем, чья это инициатива, но думаю, что ЦБ тут ни при чем, просто под личиной ЦБ пришли рейдеры", — считает гендиректор управляющей компании "Семейный капитал" Наталья Верхова. По ее словам, финансовые показатели кооператива стабильны, причин для банкротства нет, компания продолжает работу в обычном режиме.
Кооператив подал несколько исков против ЦБ в Арбитражный суд Москвы. По части из них заседания отложены, часть суд решил оставить без рассмотрения. Наталья Верхова уверяет, что в работе кооператива ничего не изменилось: он по–прежнему принимает новых пайщиков, несмотря на то что постановление ЦБ требует приостановить полномочия исполнительных органов КПК.
Оперативно связаться с Олесей Романчук "ДП" не удалось. В ЦБ РФ на запрос "ДП" ответили, что действия компаний не комментируют, а все причины назначения временной администрации указаны в постановлении, а именно неуплата кооперативом обязательных платежей в установленный срок, а также нарушения финансовых нормативов в сфере кредитной кооперации. Цель временной администрации — решить финансовые проблемы компании. Ели это не удается, Центробанк отзывает лицензию кредитной организации.

Кооперативный бизнес

В Петербурге несколько десятков кредитно–потребительских кооперативов, их деятельность регулирует 190–ФЗ "О кредитной кооперации". По закону деньги пайщиков не могут быть вложены ни в инвестпроекты, ни в ценные бумаги, но их могут выдать участникам кооператива в виде займа. Пайщиком не обязательно должно быть физлицо, поэтому в основном такие организации и создают обычно для кредитования бизнеса.
Свою прибыль КПК не аккумулирует — часть заработанных на процентах средств идет на обеспечение деятельности кооператива, остальное — выплаты пайщикам. КПК состоят в реестре ЦБ и предоставляют ему отчетность о своей деятельности.
По данным ЦБ, объем российского рынка кредитной кооперации в первом полугодии 2015 года вырос на 25%, до 50 млрд рублей. Выросло и количество КПК — с 1495 до 1608. "В кризис, когда банки испытывают проблемы с ликвидностью, повышают требования к заемщикам, деятельность КПК вызывает повышенный интерес как у заемщиков, так и у вкладчиков", — поясняет Тамара Касьянова, управляющий партнер АО "2К".
Форму кооператива бизнес использует и за рубежом, наиболее активно — в Финляндии, где, по разным оценкам, от 75 до 80% населения участвуют более чем в 3,5 тыс. кооперативов (см. "Как работает")
Крупнейшие из них — корпорация SOK (среди участников — гипермаркеты PRISMA, супермаркеты S–market, гостиницы Sokos Hotels и Radisson BLU), Valio и Faba, который объединяет 11,5 тыс. финских фермерских хозяйств. Основное отличие этих кооперативов от российских в том, что их пайщики — фермеры и бизнесмены совместно разрабатывают стратегию общего бизнеса.
Схема работы КПК проста: члены кооператива формируют за счет взносов фонд, из него они могут получить заем. По сути, это звено между банками и МФО. Кредит в кооперативе дороже, чем в банке, но доступнее: заемщики "свои". Ориентация КПК — кредитование бизнеса. Собственно, кооператив и учреждается в целях финансирования, например для стартапа без кредитной истории. В банке они кредит вряд ли получат, а в КПК — пожалуйста. В кооперативе оцениваются скорее возможности кредитуемого, а не финансовая документация. Потребительские кредиты в кооперативе — большая редкость.
Тамара Касьянова
управляющий партнер АО "2К"
Основным вопросом, который всегда задавался господину Белоусову, был вопрос об объемах производства и реализации продукции, выпускаемой на его предприятиях. Ответа обычно не было. По моим оценкам, среднедневная выручка 30–35 работающих магазинов "Семейного капитала" составляла от 10 тыс. до 30 тыс. в день с одной точки, что давало не более 300 млн рублей продаж в год. Других каналов сбыта Игорь Николаевич не озвучивал. Простейшие подсчеты показывали, что при такой ситуации в его многомиллиардных инвестициях экономики быть не могло.
Александр Мышинский
генеральный директор ГК "Реал"