Комитет по государственному заказу объявил войну контролирующим органам

Комитет по госзаказу начал оспаривать в суде практически все решения антимонопольной службы. Игроки рынка уверены, что это начало большой войны за контроль над распределением ежегодных 150 млрд рублей бюджетных денег.

Комитет по государственному заказу начал оспаривать в суде любые решения антимонопольной службы, если они отменяют конкурсы, объявленные комитетом. Причем зачастую госзаказчикам удается одерживать победу.
До сих пор комитет судился только по наиболее резонансным вопросам или по поводу дорогостоящих заказов. При этом многие решения антимонопольщиков в комитете все же исполняли.
Теперь в комитете решили продемонстрировать, что их работа — нечто большее, чем техническое размещение документации на сайте. Чиновники борются за право принимать именно окончательные решения по заказам.  
Полномочия по распределению госзаказа разделяют между собой несколько ведомств. Сначала комитет-заказчик формирует заказ, готовит конкурсную документацию и передает все это в комитет по госзаказу. К слову о заказчике, большинство судов связаны с заказами комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Также часто встречаются оспаривания по поводу заказов комитета по энергетике и комитета по строительству.
После проверки документов, поступивших от заказчика, комитет по госзаказу размещает конкурс на портале госзакупок. После этого недовольные подрядчики часто подают жалобы в антимонопольную службу (УФАС по Петербургу). Если антимонопольщики признают жалобу обоснованной, в конкурсную документацию нужно вносить правки либо оспаривать решение антимонопольщиков в суде.
Правки внести проще и быстрее. Вероятно, именно поэтому до сих пор чиновники комитета по госзаказу предпочитали именно этот способ. В результате подрядчики поняли, что жалоба в УФАС —  действенный способ давления на заказчика, и начали заваливать антимонопольщиков заявлениями.
Кроме того, если в конкурсе оказывается только один участник (никто не подал заявки или был допущен только один участник), результаты нужно согласовать с комитетом финансов. Там могут не разрешить заключать контракт с единственным поставщиком и потребовать повторного проведения конкурса.

Без оснований

Так, в 2015 году в суд было подано 53 заявления на обжалование решений УФАС по закупкам, которые проводились через комитет по госзаказу. Из них суд вынес 40 решений в пользу комитета, в 6 случаях - поддержал решения УФАС, еще по 6 получен отказ и 1 иск удовлетворен частично. В 2016 году только за первые два месяца комитет уже подал несколько десятков заявлений в суд.
"Тенденция связана с возросшим количеством необоснованных жалоб и, соответственно, нагрузкой на УФАС, отсутствием правовых норм, предусматривающих ответственность контролирующих органов за вынесение неправомерных решений, вследствие чего в большинстве случаев жалобы комитета по госзаказу в 2015-2016 годах были удовлетворены судом", - прокомментировали в комитете по госзаказу.
"В последнее время действительно большинство решений Санкт-Петербургского УФАС России, принимаемых по результатам рассмотренных жалоб и проведения внеплановых проверок в сфере госзакупок, обжалуется в судах. Мы, с одной стороны, удовлетворены тем, что наши ненормативные правовые акты проходят судебную проверку; это позволяет нашему территориальному управлению принимать более выверенные решения. С другой стороны, значительно возрастает нагрузка на сотрудников, так как мы считаем, что необходимо присутствие наших специалистов на каждом судебном заседании, а это порой отнимает много времени. Вместе с тем мы полагаем, что нам следует принимать такие решения, чтобы у сторон не было оснований обращаться в суд. Решения УФАС должны быть безоговорочно законны и обоснованы", — сказал "ДП" Вадим Владимиров, глава петербургского УФАС.

Право последнего решения

Игроки рынка уверены, что так чиновники борются за контроль над распределением 150 млрд рублей госзаказа. Они также отмечают, что влияние комитета усилилось в прошлом году, после смены руководителя: год назад комитет возглавил Дмитрий Сачков, выходец из комитета финансового контроля.
Примечательно, что по бльшинству исков третьим лицом выступает компания "Спецстрой". Именно ее жалобы УФАС признает обоснованными довольно часто, а комитет по госзаказу, соответственно, оспаривает. "Конечно, я заметил, что судов стало больше и комитет по госзаказу часто выигрывает. Видимо, у них сложились хорошие отношения с петербургским судом", — отметил владелец "Спецстроя" Артур Данчаров.
Также бизнесмены уверены, что суды — инициатива руководства комитета. "До Дмитрия Сачкова комитетом руководил москвич Сергей Русин. Собственно, комитет тогда только создали и позиционировали скорее как техническую службу. И у Русина не было серьезных амбиций. У Сачкова другой характер, его вряд ли устроит техническая работа, отсюда и усиление позиций комитета", — сказал "ДП" пожелавший остаться неизвестным владелец крупной энергетической компании, работающий по госзаказу.
В кризис госзаказ остается самым желанным источником дохода для бизнеса, поскольку обеспечивает стабильный доход. Даже в условиях урезанного бюджета.