Главе компании «ВТБ–Девелопмент», по строившей «Невскую ратушу», Александру Ольховскому (справа) будет непросто найти арендатора или покупателя 115 тыс. м2 в офисном комплексе.
00:1310 марта 201600:13
2490просмотров
00:1310 марта 2016
Смольный спасает неудачный проект ВТБ — индустриальный парк "Марьино". Это плата за отказ чиновников переезжать в офисный комплекс "Невская ратуша", построенный для них госбанком.
Отказавшись от обещания выкупить у "ВТБ Девелопмент" 115 тыс. м2 в МФК "Невская ратуша" за 14 млрд рублей, Смольный пытается подсластить инвестору эту горькую пилюлю. Город предлагает включить другой проект ВТБ — индустриальный парк (ИП) "Марьино" — в особую экономическую зону и разместить в нем технопарк для малых предприятий. Денег за это "ВТБ Девелопмент" не получит (в развитие парка инвестор вложил 1,4 млрд рублей), зато оживится проект автокластера "Марьино", заглохший из–за кризисного падения спроса на автомобили (по итогам 2015 года он упал почти на 40%).
После того как экс–губернатор Петербурга Валентина Матвиенко покинула этот пост, а ее сын Сергей Матвиенко ушел с должности главы "ВТБ Девелопмент", этот девелопер потерял почти все свои проекты в Северной столице.
Офисы не нужны
Месяц назад на запрос "ДП" по поводу выкупа административного комплекса в "Невской ратуше" пресс–служба комитета имущественных отношений (КИО) ответила, что начало этого процесса намечено на 2016 год. "Площадь выкупаемых помещений будет определена из потребностей Петербурга и составит согласно договору не менее 50 тыс. м2 и не более 100 тыс. м2", — сообщили в КИО. Оплатить покупку предполагалось в рассрочку за 10 лет.
Но неделю назад председатель комитета экономического развития и стратегического планирования Елена Ульянова заявила, что администрация не собирается переводить городские комитеты в здание, построенное специально для нее в составе "Невской ратуши". Когда в 2007 году город и ВТБ заключали соглашение о выкупе, нельзя было предположить, в какой кризис попадет страна. Теперь Смольный не может себе позволить платить по 1,4 млрд рублей в год за новый офис для своих комитетов, пояснила Елена Ульянова.
Источник, знакомый с ситуацией, отметил, что ВТБ 10 лет назад, затевая проект на 47 млрд рублей (во столько оцениваются затраты на "Невскую ратушу"), тоже не мог предположить, что его партнер откажется исполнять условия соглашения. "Куда теперь ВТБ денет все эти офисы? Рынок и так перенасыщен ими. Окупить затраты на "Ратушу" теперь будет крайне проблематично", — рассуждает источник. Он напомнил, что еще до кризиса, весной 2014 года, вице–президент ВТБ, глава "ВТБ Девелопмент" Александр Ольховский сообщил, что часть офисных помещений застройщик, возможно, перепроектирует под апартаменты из–за проблем с поиском арендаторов. "Не могу сказать, что у нас все очень здорово с арендной кампанией", — говорил Александр Ольховский.
По оценке
Colliers International
, доля не занятых арендаторами площадей в офисах Петербурга выросла с 11,8% в 2014 году до 12,2% в 2015–м. При том, что ввод новых офисных комплексов в городе за тот же период сократился на 20%, до 170 тыс. м2.
Подсластить пилюлю
Чтобы сгладить неловкость от сложившейся ситуации, Смольный предложил ВТБ помощь в реализации проекта ИП "Марьино". Этот совместный проект города и ВТБ был задуман как автокластер. В нем должны были разместиться два автосборочных завода ("ё–Авто" — производство электромобилей и "Яровит Моторс" — выпуск грузовиков), а также автокомпонентные предприятия (см. "Проекты ВТБ"). Но из–за падения спроса на автомобили автокластер из Марьино не получился. Прошлым летом здесь открылось лакокрасочное производство "Текнос". В ВТБ утверждают, что в 2016 году также заработает завод российско–французского производителя топливных систем DIPO, "дочка" холдинга Plastic Omnium. Остальные резиденты разбежались.
В начале марта в прессе появились слухи со ссылкой на городской комитет по промышленной политике и инновациям (КППИ) о том, что город намерен выкупить этот проект у "ВТБ Девелопмент". На следующий день обе стороны опровергли эту информацию.
"Мы обсуждаем идею строительства на территории парка универсального промышленного комплекса с рабочим названием "Промцентр", площади в котором могут быть сданы в аренду или проданы малым предприятиям, а также различные формы мер государственной поддержки для малых и средних предприятий", — заявили в ВТБ. У города есть две идеи насчет "Марьино", рассказал глава КППИ Максим Мейксин. Первая — разместить на одном из небольших участков в ИП технопарк для промышленников из числа малого бизнеса. Либо ВТБ построит его за свой счет, а город потом выкупит, либо бюджет будет дотировать часть арендной платы за резидентов. Вторая идея — включить "Марьино" в петербургскую особую экономическую зону (ОЭЗ). "Это позволит разместить там предприятия, которые стоят в очередь на получение земли в ОЭЗ. Я знаю десяток таких фирм, которым необходимо в общей сложности 30 га под строительство производств. А реальную потребность промышленности региона в такой земле я оцениваю в сотни гектаров", — говорит Максим Мейксин. По его словам, Смольный подал в Минэкономразвития заявку на расширение одной из площадок ОЭЗ, "Новоорловской", на 26 га. "Но этого все равно не хватит", — сетует Максим Мейксин.
Не судьба
Девелоперский бизнес ВТБ расцвел во время губернаторства Валентины Матвиенко. Ее сын Сергей тогда возглавлял "ВТБ Девелопмент", проекты которого зачастую получали зеленую улицу. Так, помимо беспрецедентных условий для "Невской ратуши" (выкуп трети всех площадей за счет городского бюджета) Смольный обеспечил проекту "Набережная Европы" беспроигрышный козырь: в состав комплекса должен был войти Театр танца Бориса Эйфмана. Это существенно повышало ликвидность элитного жилья и коммерческих площадей, предусмотренных в составе "Набережной Европы".
Другой актив Сергея Матвиенко, компания "Империя–Фарма", тоже пережил взлет при Валентине Ивановне. В 2005 году компания по решению правительства Петербурга была утверждена в качестве единственного поставщика медпрепаратов для льготных категорий граждан, в 2006 году выиграла конкурсы на обеспечение льготников лекарствами по всей стране, а в 2008–м — конкурс на поставки лекарств и предметов медицинского назначения во все больницы и поликлиники, подведомственные Смольному. После ухода в 2011 году Валентины Матвиенко с поста губернатора дела у "Империи–Фарма", похоже, пошли под уклон. Сейчас она проходит процедуру банкротства.
У компаний, входивших в ЗАО "Империя" Сергея Матвиенко, после смены власти в Петербурге, по всей видимости, судьба тоже не задалась. Например, когда "Империя" вышла из состава учредителей ООО "Город мастеров", КУГИ (прежнее название КИО) обнаружил, что она больше 6 лет не платила за аренду помещений и задолжала городу около 57 млн рублей. Можно отметить, за время правления губернатора Георгия Полтавченко семья Валентины Матвиенко рассталась почти со всеми своими активами, объем бизнеса ее сына Сергея сократился примерно с 35 млрд рублей до 4 млрд.
“
Никакого торга между ВТБ и Смольным не было и нет. Та же Елена Ульянова говорила, что город живет в рамках существующих контрактов и предполагает выполнить все обязательства по ним, но, если найдется желающий выкупить площади, созданные для комитетов, Смольный рассмотрит эту возможность. Но то, как чиновницу процитировали СМИ, исказило смысл и создало почву для домыслов. По "Марьино" у города и ВТБ также совместные планы развития территории. Но ни о каком выкупе проекта речи не было и нет.
Александр Ольховский
вице–президент банка "ВТБ"
“
Все, что касается госинвестиций в недвижимость, сейчас происходит в формате торга. Возможно, Смольный и ВТБ обмениваются встречными офертами. Это нормально. Особенно в кризис. Но жаль, что выкуп площадей в "Невской ратуше" под нужды города не состоится. Проект был под это заточен. И это было бы на руку Смольному, чьи комитеты разбросаны по городу и часто находятся в непрезентабельных помещениях. ВТБ в нынешней ситуации также будет очень сложно найти покупателя на свободные площади. Да и концепцию, заточенную под одного пользователя, придется менять.
Олег Барков
гендиректор Hansa Group