Как владельцы химчисток и прачечных оценивают перспективы своего рынка

Цены в химчистках выросли на 15%, и клиенты реже пользуются их услугами. Выручка упала на 17%. Но забота об имеющихся дорогих вещах не позволяет горожанам совсем отказаться от химчисток.

Подорожание чистящих средств стало одной из причин повышения цен в химчистках на 10–15%. Иностранные химикаты — преимущественно из Италии и Германии — стали дороже на 30–40%.
В Петербурге сейчас работает 141 химчистка и прачечная и 118 пунктов приема одежды. По данным "Петростата", в январе–декабре 2015 года объем услуг, оказанных химчистками, составил 121 млн рублей (110,6 млн рублей в 2014 году). Несмотря на рост рынка в 2015 году, в первые месяцы текущего года предприниматели говорят о падении оборотов на 10–17%. Чтобы сократить издержки, химчистки попытались заменить иностранную продукцию хотя бы частично на отечественную. "Мы поменяли дорогие немецкие препараты, которые стояли на дозаторах на машине аквачистки, на средства российского производства. Нашли порошок и кондиционер не хуже, чем иностранные аналоги. Стали использовать отечественные жидкие средства с вытяжкой цвета, применяемые при аквачистке", — рассказывает Андрей Журавлев, владелец компании "КлинЭксперт".
В сети химчисток Apetta рассказывают, что им удалось обеспечить замещение не более 20% химикатов. "Лучшие чистящие средства по–прежнему производятся на импортных площадках, поэтому стоимость продукции связана с курсом валют. Однако нам удается договариваться об условиях поставок, устраивающих обе заинтересованные стороны", — говорит Энже Бадретдинова, руководитель отдела маркетинга Apetta. Главный минус отечественных средств чистки — помимо невысокого качества они требуют большего расхода при применении, чем импортные. Кроме того, отмечает Андрей Журавлев, на российском рынке присутствуют препараты в основном для прачечных, но по ценам они незначительно дешевле, чем зарубежные. "Вероятнее всего, потому, что они произведены из иностранного сырья", — заключает Андрей Журавлев.
Антон Булычев, генеральный директор компании Sartoria, говорит: "В кризис особенно страдают крупные сети недорогих химчисток, сделавших ставку на работу с большими объемами". Сейчас такие компании вынуждены сокращать площадки, закрывать цеха и перепродавать бизнес. Президент Ассоциации предприятий химической чистки и прачечных Петербурга Любовь Чагина отмечает, что сейчас особенно интенсивно свои прачечные перепродают крупные сети.
"Некоторые из них изначально создавались специально для этих целей. Кроме того, из–за неподъемной аренды химчистки переезжают в новые помещения, что достаточно проблематично: они потребляют много электроэнергии, и отыскать подходящие площади сложно", — говорит Любовь Чагина. На сегодня уменьшили число точек или закрылись компании Biolife Express, "ПАНДА", "МАЙ", "Дом быта", Blanche, "Система Гарантъ" и др.
Даже маститые игроки рынка, такие как сеть химчисток "Чистая марка" (с 1999 года работала под брендом "Немецкая марка"), столкнулись с потерей оборотов. "По сравнению со спокойным 2013 годом сегодня обороты упали на 10–15%. Химчистка — далеко не первая жизненная необходимость, поэтому люди предпочитают подольше носить одежду, прежде чем нести ее к нам", — рассказывает Ирина Ярошева, гендиректор сети "Чистая марка". Компания провела ребрендинг в начале 2015 года, затраты на эти цели составили 500 тыс. рублей. "Постоянные клиенты с воодушевлением отнеслись к изменениям, произошедшим в нашей фирме. Мы не потеряли своих заказчиков, хотя изначально были опасения, что смена имени может негативно отразиться на бизнесе", — говорит Ирина Ярошева. Падение оборотов зафиксировали и в центре бытовых услуг "Милс": "По сравнению с прошлым годом обороты упали на 10%. В 2014–2015 годах мы успели закупить новое оборудование, сейчас мы не смогли бы этого сделать", — рассказывает директор ООО "Милс" Любовь Чагина. Чтобы удержать клиентов, владельцы химчисток вводят дополнительные услуги. Например, в фирме "КлинЭксперт" появилась индивидуальная обработка дорогих вещей. За счет наличия собственного автопарка компания забирает и доставляет заказы в удобное для клиента место и время. "Благодаря этому число обращений в химчистку увеличилось", — говорит Андрей Журавлев.

С прицелом на весну

В структуре заказов петербургских химчисток 50% составляет чистка верхней одежды: пальто, пуховиков, курток. На шубы, дубленки, а также кожаные изделия приходится 20%. В остальных случаях клиенты сдают в химчистки костюмы, платья и юбки — 30%. В компаниях отмечают, что сейчас на рынке отмечается небольшой спад заказов, но преимущественно он связан с межсезоньем. "Февраль традиционно был спокойным месяцем, оживление в связи с праздниками принесет март", — говорит Любовь Чагина. Так, пережив зиму, химчистки делают оптимистичные прогнозы на весну. "Мы ожидаем, что заказов будет не меньше, чем в прошлом году", — соглашаются в Apetta.
Любовь Чагина объясняет: "Лучше всего себя будут чувствовать компании, где есть услуги и химчистки, и прачечной. Спрос на эти виды работ сезонный: весной будут востребованы химчистки, но меньше обращений будет в прачечные. К маю ситуация изменится: люди будут готовиться к выезду на дачи и понесут в стирку постельное белье, занавески и пр. Интерес к химчисткам возрастет ближе к концу осени: летом никто заранее не готовит зимнюю одежду".
Рынок химчисток в Петербурге, вопреки мрачным опасениям, в кризис не умер. Да, сейчас бизнес уже не приносит тех доходов, которые были раньше, но повального уничтожения этой отрасли не случилось. В январе было мало корпоративных праздников, поэтому и работы у химчисток и прачечных было не много. Сейчас им приходится серьезно экономить: во–первых, искать помещения с более дешевой арендой, а во–вторых, забыть о покупке нового оборудования. Несмотря на трудности, мы ждем сохранения на рынке основных игроков.
Любовь Чагина
Президент Ассоциации Химчисток И Прачечных Спб
Поиск подходящей химчистки — трудоемкий процесс, эмпирический, путь проб и ошибок, испорченных вещей и разочарований. Да и результат не зависит от вас — в кризис люди хотят зарабатывать больше, а работать, как всегда. "Дешевой химчисткой" может оказаться просто пункт приемки, использующий одну и ту же "химлабораторию", что и другие. Я бы сказал, что ответственность в дорогих и дешевых фирмах примерно одинаковая — никакая. Но в дорогой вам откажут изысканнее и могут дать купон на скидку, который истлеет в бумажнике, пока вы не соберетесь навести в нем порядок.
Филипп Фиссен
владелец сети бутиков "Селебрити"